Это обращение прозвучало на фоне того, что Бельгия продолжает сопротивляться предложению по кредиту для Киева в размере €210 млрд из замороженных государственных активов России, большинство из которых хранят в депозитарии ценных бумаг Euroclear в Брюсселе.
На прошлой неделе страны ЕС проголосовали за бессрочную заморозку средств Кремля, используя ст. 122 Договора о ЕС (ДЕС). СМИ информирует, что эта норма позволяет "квалифицированному большинству" – 15 странам, представляющим 65% населения блока, – навсегда заморозить активы вместо того, чтобы продлевать санкции каждые шесть месяцев.
По информации Euractiv, Бельгия, Италия, Мальта и Болгария проголосовали за замораживание на прошлой неделе, хотя и выражали обеспокоенность, что этот шаг предусматривает "юридические, финансовые, процедурные и институциональные последствия, которые могут выходить за рамки этого конкретного случая". Венгрия и Словакия были единственными странами ЕС, проголосовавшими против.
Как и в случае введения санкций, выпуск совместного долга, обеспеченного резервами долгосрочного бюджета ЕС, нуждается в единогласной поддержке всех 27 стран ЕС, отмечает Euractiv. Совместный долг был единственной другой альтернативой "репарационному кредиту", официально предложенной Европейской комиссией.
Один из дипломатов сообщил изданию, что во время встречи министров финансов ЕС в Брюсселе президент Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристин Лагард комментировала возможность применения ст. 122. Она отметила, что если эту статью можно использовать для продления замораживания активов в рамках санкций, то ее можно также применить для выпуска долга, обеспеченного резервами бюджета ЕС.
Другой дипломат добавил в комментарии СМИ, что идея заключается в использовании ст. 122 для применения квалифицированного голосования для внесения изменений в регламент ЕС по долгосрочному бюджету для совместного заимствования.
Также два дипломата рассказали Euractiv, что юридическая служба ЕС отвергла возможность применения ст. 122 для выпуска совместного долга в ходе встречи послов ЕС. А еще один представитель ЕС отметил, что технически возможно выпустить общий долг без единогласия, если он не обеспечен резервами бюджета ЕС.