"Две недели назад в Уэльсе все лидеры сошлись во мнении, кто является агрессором в Европе сегодня. К сожалению, цена прозрения была слишком высокой – оккупация территорий суверенных государств, неоднократные нарушения международного права и самое главное – много невинных жертв. Для некоторых из нас было большой неожиданностью, что страна, которую мы считали своим партнером, действует вне рамок соглашений, договоров и общих ценностей. Мы не можем позволить, чтобы нас удивили снова, потому что цена этого будет еще выше, чем когда-либо", – заявила Грибаускайте.
По словам лидера Литвы, НАТО необходима четкая политика сдерживания.
"Здесь политическая воля так же важна, как временной или географический фактор. Именно поэтому в Уэльсе мы приняли План действий по обеспечению готовности. Мы понимаем, что недостатки в готовности не могут быть нашей стратегической слабостью. Мы обязаны реализовать план – повышать готовность наших сил, развивать необходимую для дислокации инфраструктуру и улучшать планирование", – отметила Грибаускайте.
По ее словам, создание сил особо быстрого реагирования и командных пунктов требует развития ресурсов, мощностей и улучшения планирования.
Грибаускайте подчеркнула, что Альянс не может позволить себе медлить, однако высказала уверенность, что НАТО есть и будет источником стабильности и безопасности.
"Мы ограничены во времени. Обстановка в сфере безопасности существенно изменилась уже полгода назад. В условиях изменения ситуации в сфере безопасности мы должны выполнять конкретные задачи. Наш успех зависит только от нас", – сказала Грибаускайте.
Война во время "мира" на Донбассе. 20 сентября. Онлайн-репортаж
Сегодня, 20 сентября, высшее командование НАТО на встрече в Вильнюсе обсудит стратегию Альянса в отношениях с Россией.
На саммите стран НАТО в Уэльсе 5 сентября было подписано соглашение о создании сил быстрого реагирования. В проекте участвуют семь стран: Эстония, Великобритания, Латвия, Литва, Дания, Норвегия и Нидерланды.
На саммите одобрили План действий о готовности, который предусматривает размещение на территории восточных союзников семитысячной группировки сил быстрого реагирования и дополнительной военной инфраструктуры.