18 января сотрудник Центра независимых социологических исследований (ЦНСИ) из Санкт-Петербурга Евгений Шторн сообщил в Facebook, что был вынужден "срочно покинуть Россию".
"Так вышло, что я был особым образом уязвим... и представители силовых структур попытались воспользоваться моим положением. Они поняли, что я был весьма интегрирован в организации третьего сектора, и хотели использовать меня, сделать стукачом", – написал он.
Шторн сообщил, что его "вывозили срочным образом".
"К несчастью, угроза была реальной, я действительно был легко уязвим. Пережитый опыт помог мне многое понять и сформулировать четче задачи на ближайшую перспективу. С той стороны баррикад на самом деле весьма посредственные, бесцветные люди, понимающие мир и его устройство по учебникам, написанным еще при их горячо любимом Андропове. Именно его портрет висел на стене в кабинете следователя", – заявил он.
В комментарии "Русской службе BBС" Шторн рассказал, что находится в Дублине.
По его словам, в 2004 году он перестал быть гражданином Казахстана и получил гражданство РФ, однако летом 2011 года в управлении Федеральной миграционной службы (УМФС) РФ ему сообщили, что паспорт был выдан необоснованно. Россия выдала ему вид на жительство лица без гражданства, и из-за своего статуса социолог был вынужден регулярно уведомлять государственные органы, где работает и получает базовый доход. Поэтому власти знали, что он устроился в ЦНСИ по специальности "связи с общественностью".
Летом 2017 Шторн прошел комиссию и подал документы на получение российского гражданства. Он имел проблемы со своим статусом лица без гражданства, а в ноябре 2017 года ему отказали в гражданстве, поскольку он не указал все адреса проживания за эти годы, предоставив таким образом "ложные сведения". Социолог думал, что проблема в бюрократии, однако в декабре, по его словам, ему позвонили с мобильного телефона и предложили подъехать в отдел УФМС.
Шторн рассказал, что в отделе полиции на первом этаже был отдел УФМС, а на втором этаже – комната без опознавательных знаков и с портретом экс-председателя КГБ Юрия Андропова на стене. Там его встретил мужчина, который представился майором ФСБ, с которым социолог общался более полутора часов. Сотрудника спецслужбы интересовало, как финансируется ЦНСИ, приходят ли туда сотрудники иностранных спецслужб или дипломаты. Социолог ответил, что является техническим работником и не встречался с дипломатами.
Его собеседник поинтересовался, читали ли Шторн книгу Збигнева Бжезинского "Великая шахматная доска", а после отрицательного ответа кратко пересказал ее содержание, отметив, что в середине 1990-х годов Бжезинский писал, что к середине 2000-х Украина станет агентом Запада и Россию хотят развалить.
По словам Шторна, разговор с сотрудником ФСБ был доброжелательный, однако тот намекал ему о существовании закона о шпионаже и государственной измене. В конце встречи майор предупредил о больших проблемах, которые ожидают социолога, если тот расскажет кому-то о встрече, а на следующий день позвонил и предложил встретиться еще раз.
Социолог рассказал, что сотрудник ФСБ знал о его поездках по РФ и научных публикациях и понял, что его будут вербовать. Покинуть Россию Шторн не мог из-за его вида на жительство, однако организация Front Line Defenders помогла ему получить ирландскую визу.
В декабре 2017 года тот же майор из ФСБ несколько раз звонил ему, но тот сослался на болезнь, отложив встречу. 21 декабря ирландцы согласились вклеить ему визу в вид на жительство, благодаря чему социолог смог выбраться из России и прилететь в Дублин. При этом в аэропорту представители авиакомпании не хотели брать его на борт, пока ирландская сторона отдельно не подтвердила подлинность визы.
Шторн добавил, что его отказалась пропустить Германия и Швеция, однако ему удалось улететь в Дублин рейсом через Кишинев. Он отметил, что теперь не может вернуться в Россию и, скорее всего, будет просить политического убежища в Ирландии, а свою историю решил сделать публичной, чтобы предупредить работников некоммерческих организаций – иностранных агентов, что они находятся в опасности.
Понятие "иностранный агент" регулируется принятыми в 2012 году поправками к ряду российских законов. Таким агентом считается некоммерческая организация, которая получает денежные средства от иностранных государств, организаций и граждан, а также участвует в политической деятельности на территории РФ. Иностранные агенты должны регистрироваться в минюсте России и указывать свой статус во всех публикациях. Их финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту, также они должны отчитываться перед властями о своей деятельности.
15 ноября 2017 года депутаты Государственной думы РФ одобрили поправки в российское законодательство, которые позволяют признавать зарубежные СМИ иностранными агентами.
22 ноября законопроект о признании зарубежных СМИ иностранными агентами одобрил Совет Федерации РФ. 25 ноября его подписал президент России Владимир Путин.