Аналитики считают, что Китай может предложить политическую или дипломатическую поддержку для завершения войны, но ему не хватает стимулов и ресурсов для предоставления реальных гарантий безопасности, говорится в статье.
20 августа глава МИД России Сергей Лавров заявил, что РФ якобы согласна с тем, что гарантии безопасности Украины должны предоставлять другие страны, и назвал Китай, США, Великобританию и Францию.
Это заявление прозвучало после того, как специальный посланник президента США Дональда Трампа Стив Виткофф сообщил 17 августа, что Путин согласился на саммите в Аляске разрешить США и Европе фактически предоставить Украине гарантии безопасности по образцу НАТО в рамках потенциального мирного соглашения.
Американское издание Axios со ссылкой на анонимный источник сообщило, что во время этой встречи российский лидер также упомянул Китай среди возможных гарантов безопасности Украины.
Директор аналитического центра Horizon Insights Centre Чжу Цзюньвэй заявила, что от Пекина не стоит ожидать ведущей роли в будущих дискуссиях по поводу гарантий безопасности Украины. Она напомнила, что есть разные виды "гарантий" и пока неясно, какую именно имел в виду нелегитимный президент России Владимир Путин. По ее словам, любое новое соглашение о гарантиях безопасности должно предусматривать механизмы, которые сделают его "реально действенным", чтобы избежать неэффективности Будапештского меморандума 1994 года.
Чжу считает, что, даже если документ о гарантиях подготовят, Китай вряд ли присоединится к западным гарантиям и, вероятнее, выдаст отдельное политическое заявление.
Сун Бо из Центра международной безопасности и стратегий университета Цинхуа отметил, что Россия и США, говоря о войне в Украине, неоднократно упоминали о привлечении Китая к решению проблемы. По его мнению, оба государства ослабли и теперь нуждаются в поддержке со стороны новых центров силы. По его мнению, Китай в лучшем случае может стать гарантом или свидетелем в рамках политических заявлений, но не реальным гарантом безопасности. Настоящие гарантии означали бы готовность предоставить войска или приобщиться к многосторонним координационным механизмам, а Китаю "будет сложно выполнить эти условия".
Цзинь Цаньжун, профессор международных отношений в Народном университете Китая, подчеркнул, что Пекин будет оставаться осторожным, даже если речь идет только о политических декларациях. Он добавил, что Китай не заинтересован в спорах в Европе, потому что этот регион слишком отдален и недостаточно важен для его интересов.