Избиение актера московского "Театра.doc" Василия Березина и преследование актрисы этого же театра Анастасии Слониной художник Петр Павленский, вероятно, представлял как очередной свой перформанс, а возникшим скандалом воспользовался, чтобы представить себя "жертвой режима". Об этом в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сказала писатель и публицист Юлия Латынина.
"Я говорила с актерами и с руководительницей "Театра.doc" Еленой Греминой. Первым делом спросила, как Павленский сам объяснял избиение? Не буду пересказывать все, что мне говорили, но она сказала, что он не понимал даже, в чем суть к нему претензий. Он представлял это как акт героизма и как перформанс", – сообщила Латынина.
В театре не скрывали, что Павленский и его гражданская жена Оксана Шалыгина довольно давно оказывали знаки внимания Слониной, рассказала публицист в своей программе "Код доступа". Они могли зазвать девушку к себе домой, пообещав объяснить историю с избиением ее бывшего бойфренда Березина, а закончилось все тем, что Слонина обвинила художника в попытке изнасилования, предположила Латынина.
"Насколько я понимаю (во всяком случае, это мне сказали в "Театре.doc"), уехал-то Павленский после того, как был полиграф. После того, как полиграф показал, кто говорит правду, а кто нет. Ну, не может великий художник Павленский сказать, что его берут за попытку зверского изнасилования. Естественно, он говорит, что нехорошая агентша ФСБ сама себя резала, вообще, наверное, сама изнасиловала Павленского, и теперь ему срочно найти политическое убежище от Насти Слониной, агента ФСБ, которая к нему была внедрена", – сказала она.
Абсолютно все художественные акции Павленского были попыткой манипулировать общественным мнением, так же он ведет себя и в свете скандала со Слониной, заявила писательница.
"Павленский, с моей точки зрения, – это классический образец социопата и нарцисса, человека, который в силу личных качеств или каких-то других причин далеко вышел за нормы. Это человек, который очень хочет отличиться. Ничего он при этом не умеет – ни рисовать, ни писать, ни сочинять музыку, ни делать открытия. Но когда ты очень хочешь отличиться, то в современном мире чтобы прославиться, незачем это делать. Если ты прибьешь мошонку к брусчатке рядом с Кремлем, то ты будешь на первых полосах", – считает Латынина.
Со стороны Павленского происходила отчетливая попытка монетизировать диссидентство, и было ясно, что он при первой возможности уедет на Запад и заявит о своем статусе преследуемого, утверждает она.
"Я бы об этом не говорила, если бы он в желании представить себя жертвой режима не растоптал одного конкретного человека – молодую девочку Настю Слонину. И теперь этот человек говорит, что она – агент ФСБ. Поэтому нам всем придется выбирать: либо "Театр.doc" – все агенты ФСБ, либо Павленский – подонок, мерзавец и манипулятор. Я не сомневаюсь, что есть огромное количество людей, которые все, что исходит от Павленского, считают за святую правду. Но я хочу этим людям напомнить, что в "Театре.doc" Павленским тоже восхищались, пока не случилась эта история", – подытожила Латынина.
Художник-акционист Петр Павленский известен эпатажными протестными акциями. Так, в 2012 году он зашил себе рот и вышел с плакатом в поддержку группы Pussy Riot у Казанского собора в Санкт-Петербурге (акция "Шов"). В следующие три года он провел еще пять акций: "Туша" (завернулся в колючую проволоку, протестуя против репрессивных действий властей), "Фиксация" (прибил мошонку гвоздем к брусчатке на Красной площади в День полиции РФ), "Свобода" (вместе с другими участниками поджег покрышки на мосту в Петербурге в поддержку украинского Евромайдана), "Отделение" (отрезал себе мочку уха, протестуя против использования психиатрии в политических целях) и "Угроза" (поджег двери управления ФСБ на Лубянке).
16 января стало известно, что Павленского обвиняют в попытке изнасилования Слониной, а также в избиении Березина.
Павленский сообщил, что 14 января – после допроса в Следственном комитете по заявлению Слониной – он вместе с гражданской женой Оксаной Шалыгиной покинул РФ и уехал во Францию, где намерен просить политическое убежище. Обвинения Слониной художник отрицает, не исключая, что девушка могла быть агентом, участвовавшим в фальсификации уголовного дела.
17 января агентство "Интерфакс" сообщило, что против художника открыли дело за побои Березину. Его адвокат Ольга Динзе опровергла эту информацию.