Президент Турции Реджеп Эрдоган поссорился с российским руководителем Владимиром Путиным, потому что был возмущен вторжением РФ в свою "сферу влияния", а именно – в развитие событий в Сирии. Сейчас причина конфликта, венцом которого был сбитый у границы Турции и Сирии военный самолет РФ, отпала, написал журналист Виталий Портников в статье для espreso.tv.
"Эрдоган руководствуется целесообразностью. За время, которое прошло после уничтожения самолета, стало ясно, что России не удалось вернуть режим Башара Асада на прежние позиции – а именно этого в первую очередь опасался Эрдоган, когда вступил в конфликт с Путиным. Таким образом, основная причина противостояния двух авторитарных правителей отпала, в сирийском кризисе им придется искать компромисс. Зато на первый план вышли отрицательные факторы охлаждения российско-турецких отношений", – так Портников объяснил письмо Эрдогана Путину, в котором турецкий президент призвал российского коллегу к "восстановлению традиционных дружественных отношений между Турцией и Россией и совместной работе в борьбе с терроризмом".
Кроме российских туристов, Турция потеряла и западноевропейских, прежде всего – немецких, напомнил журналист.
"Главная проблема, которую хочет решить Эрдоган, – это вернуть себе возможность маневра между Россией и Западом, в том числе в сирийском кризисе. Он понимает Путина лучше, чем Обаму или Меркель, – так зачем же продолжать конфликт? Тем более, когда надежды турецкого президента на быстрое сближение с Западом с сохранением авторитарного характера режима не оправдались. Заодно можно создать у населения иллюзию, что власть решает проблемы тех, кто считает, что пострадал от ссоры Москвы и Анкары", – полагает Портников.
В арабских СМИ царит разочарование тем, что Турция наладила отношения с Израилем, испорченные шесть лет назад после того, как израильские пограничные службы не допустили в порт Газы организованную при поддержке турецких властей "Флотилию свободы", написал автор.
"В момент организации "Флотилии свободы" Эрдоган претендовал на роль лидера мусульманского мира – и поддержка сектора Газа поднимала его акции. Но таким лидером президент Турции так и не стал. Зато утратил экономические связи с Израилем, туристов на пляжах и возможность координировать усилия по противостоянию общему врагу турок и израильтян – Ирану. Все эти потери явно не стоили поддержки Газы. И Эрдоган легко от нее отказался. Он действительно во многом похож на Путина. Но отличается от него куда большей реалистичностью", – считает журналист.
"На политических союзников нельзя возлагать ложных надежд. В особенности на тех, кто руководствуется в политике не принципами, а целесообразностью", – добавил Портников.