6 октября в столице Ингушетии Магасе похитили исследователя международной правозащитной организации Amnesty International Олега Козловского, которого после пыток, угроз и избиения вывезли с территории республики. Об этом сообщил сам правозащитник в Facebook.
"Я занимаюсь общественной деятельностью 18 с чем-то лет и со мной происходило много разных странных, неприятных и абсурдных историй.. Но то, что случилось неделю назад в Ингушетии, по степени дикости переплюнуло все", – написал Козловский.
По словам правозащитника, неизвестный парень пришел к нему в гостиницу в Магасе, сообщив, что с ним хочет встретиться один из организаторов митинга против передачи земли Чечне.
"Я, разумеется, согласился и вышел за ним на улицу. Меня посадили в машину, отобрали телефон и все вещи и вывезли из города, пригнув голову к коленям, чтобы я ничего не видел. По дороге спрашивали, кто я, на кого работаю, зачем приехал, с кем встречался и т.д", – рассказал Козловский.
Он отметил, что похитителей было двое. На них были черные медицинские маски и бейсболки. Неизвестные назвались сотрудниками Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ) Ингушетии, однако никаких документов они не показывали.
"Это было похоже на что угодно, но не на задержание. Приехали на какое-то поле, где меня раздели, снимали фотографии и видео, угрожали их опубликовать, изнасиловать, передать кадыровцам и т.д. Требовали согласиться работать на ЦПЭ – я отказался. Побили, сломали ребро, пару раз приставляли пистолет к затылку и говорили, что сейчас застрелят", – рассказал правозащитник.
По словам Козловского, когда неизвестным не удалось добиться от него сотрудничества, его предложили отпустить в обмен на молчание о случившемся.
"Я сначала отказался, сказав, что мы не в равном положении, чтобы о чем-либо договариваться, а моя обязанность – рассказать правду о происходящем в республике. После еще одной инсценировки казни и угрозы убить моих детей пришлось согласиться на "договор", – сообщил он.
По словам правозащитника, после этого ему дали одеться, заехали за вещами в отель и вывезли в Северную Осетию, высадив из машины у аэропорта Владикавказ.
"Половину дороги похитители, которые только что грозились меня застрелить, жаловались, как правозащитники мешают им бороться с преступностью, а протестующие на улице не дают им спать. Похитители забрали у меня телефон и видеокамеру, остальное (в том числе деньги) вернули. Никакой полезной информации получить ни от меня, ни с устройств им (насколько мне известно) не удалось. 7 октября я смог вернуться в Москву", – подытожил он.
По словам Козловского, на прошлой неделе он подал заявление о преступлении в Следственный комитет РФ и встретился с главой Совета по правам человека при президенте РФ Владимире Путине Михаилом Федотовым и омбудсменом Ингушетии Джамбулатом Оздоевым, который пообещал контролировать ход расследования.
"Пока никакой реакции от Следкома не было, иллюзий я не питаю. Хотя при желании найти их было бы несложно: по всему Магасу и в том числе в гостинице куча камер, на моих вещах остались отпечатки пальцев, наконец есть телефонный биллинг. Но не уверен, что будет политическая воля это дело расследовать", – подчеркнул он.
Правозащитник добавил, что по рекомендации коллег вместе с семьей временно покинул РФ, но надеется в ближайшее время вернуться и продолжить работу.
26 сентября лидеры Чечни и Ингушетии подписали соглашение о границе между республиками. Документом закреплялась административная граница между регионами, которая не была четко установлена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 году.
Чечне перешли часть Надтеречного района Ингушетии и горно-лесистая местность, а Ингушетии – территория на границе с Малгобекским районом.
С конца сентября в Ингушетии продолжаются митинги против передачи территории Чечне.
4 октября более 6 тыс. человек пришли к парламенту Ингушетии в столице республики Магасе. Протестующие заявили, что такие вопросы необходимо решать на референдуме. Во время акции силовики открыли стрельбу в воздух.
Глава Чечни Рамзан Кадыров пригрозил Ингушетии войной, если та не признает границу между двумя регионами.
В отношении организаторов митингов в Ингушетии завели уголовные дела.