Масштабные кадровые чистки, которые сейчас проводятся в Турции, не свидетельствуют о конце демократии в стране. Об этом в интервью "Радио Свободе" заявил профессор Стэнфордского университета, автор работ на тему развития демократии Ларри Даймонд.
"Потому что, как мне кажется, турецкая демократия скончалась – или по крайней мере опустилась ниже того уровня, на котором ее еще можно считать демократией, – гораздо раньше нынешних чисток. В Турции, как и в России, происходил процесс постепенного демонтажа и деградации демократии, ее правил, ценностей, институтов, сдержек и противовесов. Когда человека душат медленно, не всегда легко определить, в какой именно момент он перестал дышать. То же произошло и с турецкой (и российской) демократией. На мой взгляд, в турецком случае "остановка дыхания" случилась где-то в 2014 году", – сказал Даймонд.
По его мнению, парламентские выборы в Турции в 2015 году "сложно назвать демократическими".
"Не потому, что были какие-то подтасовки, а потому, что не было равных возможностей в ходе кампании для правящей партии и оппозиции. А то, что мы видим сейчас, – это сползание к более откровенному, неприкрытому и брутальному авторитаризму", – заявил Даймонд.
Профессор считает, что страны Запада не в состоянии прекратить происходящее.
"Запад теоретически в состоянии смягчить какие-то вещи, оказывать с этой целью давление на турецкие власти. И вот в этом плане делается очень мало. Тут проблема в том, что инструментов воздействия недостаточно. Сотрудничество с Турцией нужно нам при разгребании этой ужасной каши в Сирии. Европа окаменела от ужаса при виде потока мигрантов – и тоже хочет содействия Турции в этом вопросе. Так что у каждого свои интересы. Можно спорить о том, какие в отношениях с Турцией у Запада стратегические приоритеты, но конкретно на ваш вопрос у меня ответ однозначный: Запад делает очень мало", – заключил Даймонд.
В ночь на 16 июля премьер-министр Турции Бинали Йылдырым сообщил о попытке военного переворота. Он был подавлен.
После попытки переворота в стране задержали почти 3 тыс. офицеров, уволили 2745 судей, отстранили 8000 полицейских, а также 15,2 тыс. работников системы образования и 100 сотрудников разведки. Из различных государственных министерств и ведомств власти Турции в целом по подозрениям в причастности к мятежу уволили 49 337 человек. Кроме того, были задержаны 103 генерала и адмирала, 99 из которых предъявили официальные обвинения.