Аналитики считают, что не последнюю роль в этом процессе играют многолетние связи Москвы с рядом радикальных террористических группировок и авторитарных режимов и желание Кремля отвлечь внимание мира от своих противозаконных действий через разжигание старых и инициирование новых противоречий и конфликтов.
В частности, самой горячей остается ситуация на Ближнем Востоке, вызванная атакой террористов ХАМАС на Израиль.
"Что касается России, в этом конфликте она решила однозначно поддержать ХАМАС, даже ценой неплохих в прошлом отношений с Израилем. Более того, события в Газе выявили и некоторые ранее широко не освещавшиеся аспекты военной поддержки этой группировки со стороны Москвы, в частности производство в Газе по российской лицензии автоматов Калашникова и патронов к ним. В секторе также работали целые предприятия по производству ракетных установок дальностью до 250 км, минометов и другого оружия. С высокой долей вероятности можно предположить, что Москва не просто знала о такой деятельности, но и всячески ей способствовала", – отмечают в КФБ.
Напряженной остается ситуация вокруг Тайваня. Это связано с победой на недавних выборах провластного кандидата, руководителя Демократической прогрессивной партии Лая Цзиньте, сторонника самостоятельного развития острова, что подрывает планы лидера Китая Си Цзиньпина на быстрое продвижение в вопросе присоединения острова к Китаю, говорят аналитики.
"Учитывая жизненную важность для Пекина сохранения и развития торговли с Западом, есть надежда, что военного конфликта между Китаем и Тайванем удастся избежать. Однако стороны готовятся к войне. Помимо модернизации своего военного потенциала, Пекин проводит массовые чистки партийного и военного аппарата. Тайвань также проводит глобальную модернизацию своих вооруженных сил и увеличивает ракетный потенциал для противостояния Китаю", – отмечают эксперты.
В КФБ также подчеркивают, что все более агрессивными становятся заявления главы одного из главных партнеров России – Северной Кореи, которые он подкрепляет демонстрациями своих военных возможностей и военными провокациями.
В частности, в начале января во время инспекции работы военных заводов страны Ким Чен Ын назвал Южную Корею наиболее враждебным государством и пригрозил Сеулу, что в случае конфронтации превратит соседнюю страну в пепел. По его словам, он не будет начинать войну односторонне, но и не намерен ее избегать.
Кроме того, напряженными остаются отношения между Гайаной и Венесуэлой в связи с референдумом, который Венесуэла провела 3 декабря 2023 года по поводу аннексии богатой нефтью гаянской провинции Эссекибо.
"Возвращение контроля над Эссекибо поддерживается подавляющим большинством населения, как проправительственными, так и оппозиционными силами. При этом наблюдатели отмечают, что [президент Венесуэлы Николас] Мадуро в вопросе аннексии использует и инструменты, испытанные Россией в Украине, в том числе раздачу паспортов жителям провинции", – отметили аналитики.