По данным издания, импорт в Россию нитроцеллюлозы, легковоспламеняющегося хлопкового продукта, играющего центральную роль в производстве пороха и ракетного топлива, вырос на 70% в 2022 году, в первый год полномасштабного вторжения РФ в Украину. К середине 2023 года он составил 3039 тонн продукта, что почти в два раза выше уровня 2021 года.
Оборонные компании по всему миру пытаются найти способы получения нитроцеллюлозы в условиях дефицита, который привел к росту цен и создал проблемы для производства. Лишь несколько стран производят нитроцеллюлозу, поскольку ее основное применение – производство боеприпасов и на нее распространяются ограничения международной торговли. Россия производит мало нитроцеллюлозы, поэтому, по мнению американских чиновников и аналитиков, способность Москвы закупать ее за рубежом сыграла решающую роль в ее войне против Украины.
Нитроцеллюлоза также используется в гражданских целях – в чернилах, красках, лаках и сопутствующих товарах, однако аналитики полагают, что растущий импорт предназначен для вооружений, учитывая, что российская экономика переориентирована на производство военного времени.
Китай увеличил поставки этого продукта в Россию после санкций США и Европейского союза, запрещающих любой вид экспорта для российских военных. Согласно торговым данным, среди производителей нитроцеллюлозы, поставляемой в Россию в последние два года, также есть компании из США, Германии и Тайваня.
В частности, один российский импортер, Analytical Marketing Chemical Group, за последние два года получил из Тайваня нитроцеллюлозу на сумму почти $700 тыс. На сайте компании указано, что импортер является постоянным партнером российского Казанского государственного порохового завода, который производит широкий спектр вооружений.
Согласно торговым данным, одна небольшая компания в стране – члене НАТО Турции отвечает за почти половину импорта нитроцеллюлозы в Россию с начала полномасштабного вторжения в Украину. До 2022 года Турция обеспечивала менее 1% российского импорта нитроцеллюлозы. Согласно корпоративным отчетам, большая часть продаж компании, базирующейся в Стамбуле, приходится на российские компании, которые являются зарегистрированными подрядчиками правительства в Москве.
Экспорт в Россию происходит на фоне глобального дефицита нитроцеллюлозы, который замедляет производство артиллерии странами НАТО для Украины. Польша, например, инвестировала в возобновление производства нитроцеллюлозы, чтобы удовлетворить растущий спрос на артиллерию, отмечает издание.