Доля людей, которые бы хотели уехать из России, всегда составляла в среднем 10–15%. А до начала протестов 2011 года она была даже выше 20%. Об этом рассказала социолог "Левада-центра" Наталья Зоркина в интервью "Открытой России".
"Это очень много. Реально из тех, кто хочет, уезжают 2%. Но эти чемоданные настроения – барометр того, что происходит в обществе. Они означают, что множество людей, живущих в этой стране, не видят для себя в ней желаемого настоящего и будущего. Причем эти настроения бывают сильнее в тех слоях населения, у которых нет возможности эмигрировать, – например, среди образованных людей в провинции", – рассказала она.
По словам социолога, после аннексии Крыма и "посткрымского" синдрома процент желающих уехать упал до 10–12%.
"Но продолжается вымывание через эмиграцию наиболее состоявшегося и квалифицированного слоя людей – просто массовые опросы не ловят такие статистически малые группы, а урон стране это наносит огромный", – подчеркнула она.
Зоркина также отметила, что имеется код подчинения государственному насилию, с которым связан страх людей перед государством.
"Советский человек, который был основой тоталитарного режима, сейчас успешно воспроизводится во многих своих чертах: приспосабливающийся, слабый, лукавый, двоемыслящий", – подытожила она.
По данным социологов, уровень депрессивных настроений россиян за минувший год достиг максимума за все время проведения опросов.
По данным январского опроса "Левада-центра", 82% граждан России удовлетворены деятельностью Владимира Путина на посту президента страны (в декабре 2015 года таких было 85%), не одобряют – 18% респондентов (в декабре – 14%).