Он отмечает, что хотя остров формально может не быть следующим объектом американского давления, в Копенгагене считают, что Трамп намерен добиться контроля над Гренландией до окончания своего президентского срока. Тревогу усилило назначение губернатора Луизианы Джеффа Лэндри спецпосланником по Гренландии. Сам Лэндри открыто заявлял, что готов работать над включением острова в состав США. Этот сигнал в Дании расценили как прямое политическое давление.
Проблема для премьер-министра Дании Метте Фредериксен та же, что и для Европы в целом: у них мало козырей в руках в мире, где сила – это право, которое устанавливает Трамп. Они построили всю свою экономическую и оборонную политику на правилах и союзническом порядке, созданном США для союзников после Второй мировой войны. Теперь они слишком зависимы от американского оружия. Всей Европе пора прислушаться к тревоге, которую сейчас выражает Дания, отмечает автор.
Фредериксен подчеркивает, что захват Гренландии противоречит международному праву, воле местного населения и союзническим отношениям внутри НАТО. Однако, как признают в Копенгагене, эти аргументы мало действуют в условиях политики силы, которую все активнее демонстрирует Вашингтон.
По оценкам аналитиков, США интересуют не столько вопросы безопасности, сколько доступ к ресурсам. В Гренландии сосредоточены значительные запасы редкоземельных металлов, а также нефти и газа, в том числе в арктических районах, на которые претендует Дания. Вашингтон уже имеет военное присутствие на острове, но может усилить его под предлогом безопасности.
Дания не располагает ни военными, ни экономическими инструментами для противостояния США и опасается возможного давления по линии торговли, поддержки Украины и общей безопасности. Эксперты предупреждают, что ситуация вокруг Гренландии становится примером разрушения прежнего мирового порядка и возвращения к жесткой конкуренции великих держав, где решающим фактором вновь становится сила, а не правила.