Настоящий посредник должен добиваться того, чтобы обе стороны чувствовали его нейтральность и поддержку, но из расшифровок телефонных разговоров становится ясно, что Виткофф продвигал то, что выгодно Москве, в ущерб Украине и Европе, говорится в публикации.
Более того, Виткофф фактически подсказывал Кремлю, как сорвать запланированный визит президента Украины Владимира Зеленского в Белый дом 17 октября. Этот визит был важен, поскольку в тот момент казалось, что Дональд Трамп может начать оказывать давление на Россию ради уступок и продвижения к миру.
По совету Виткоффа Ушаков должен был организовать звонок Путина Трампу до приезда Зеленского. Во время разговора Путину предлагалось похвалить Трампа за его "выдающиеся успехи" в достижении перемирия в Газе и сообщить, что стороны якобы обсуждают аналогичное 20-пунктовое соглашение по Украине и что Россия открыта к этому. Так и произошло: Путин позвонил, Трамп отреагировал положительно, и импульс к возможному изменению американской политики вскоре исчез.
Если бы Виткофф действовал в рамках согласованной стратегии администрации или параллельно тесно взаимодействовал с украинской стороной, его поведение можно было бы воспринять как циничную, но продуманную дипломатию, пишет автор. Однако факты указывают на обратное: он помогал Кремлю влиять на позицию Белого дома, действуя против интересов Украины.
В результате его манера работы превратила дипломатические усилия по завершению войны в хаотичное шоу. Это также объясняет путаницу в Вашингтоне после утечки его 28-пунктового плана. Непонятно, кто его автор – США или Россия. Госсекретарь Марко Рубио в разное время высказывал обе версии.
Еще один слитый разговор, на этот раз между Ушаковым и переговорщиком Путина Кириллом Дмитриевым, показал, что Кремль воспринял инициативу Виткоффа как шанс изложить свои максимальные требования и оформить их в виде документа, который американцы затем могли бы принять за основу.
Тем не менее даже этот провал можно использовать с пользой, считает автор. Теперь, когда происхождение плана стало более прозрачным, у администрации США появляется шанс заняться настоящим посредничеством. В отличие от Путина, Украина действительно хочет окончания войны и ради этого готова на уступки. Главный вопрос – как превратить этот план в реальное мирное соглашение, а не в инструмент реализации российских военных целей, говорится в статье. Вероятно, для этого следует исключить некоторые пункты, включая тему членства Украины в НАТО и ограничение численности ее армии.
Ключевая проблема – территория. Отвод украинских войск с укрепленных позиций в Донбассе возможен только при наличии четких гарантий безопасности демилитаризованной зоны и всей линии фронта. Это потребовало бы отвода тяжелого вооружения и размещения значительных международных сил, но этих мер в плане Виткоффа не предусмотрено.
Главное, что показали контакты Виткоффа с Кремлем, – он либо не понимает, либо не желает понимать, что необходимо для прочного мира и сохранения Украины как суверенного государства, чем сам его план формально и прикрывается, отмечается в публикации. Если Трамп вместо него поручит ведение переговоров тем, кто действительно разбирается в вопросе, шанс на подлинное мирное соглашение, о котором он говорит, все еще остается, пишет автор.