19 сентября ученицу 11-го класса школы №67 города Москвы Камиллу Брайловскую школьный психолог и заместитель директора по воспитательной работе Ольга Тугунова забрала с середины урока алгебры на беседу. Об этом рассказала сама школьница "Медузе".
По словам школьницы, Тугунова повела ее в кабинет директора, где руководителя гимназии не было, а в одном из кресел сидел незнакомый мужчина, который представился как старший оперуполномоченный по особо важным делам центра противодействия экстремизму ГУ МВД России по Москве Александр Бахирев.
По словам Брайловской, она поняла, что ее ждет полицейский, еще до того, как зашла в кабинет, потому что регулярно посещает акции протеста и была волонтером в штабе оппозиционера Алексея Навального.
"Когда психолог вела меня к полицейскому, я ей сказала, что хотела бы говорить с ним только в присутствии адвоката. Но Ольга Олеговна сказала, что в стенах школы она – мой законный представитель. Это прозвучало логично, и я согласилась идти с ней", – рассказала школьница.
Психолог присутствовала при дальнейшем разговоре. Полицейский спрашивал школьницу о ее участии в митингах и требовал назвать имена людей, сфотографированных рядом с ней. По мнению Брайловской, он вел себя по отношению к ней, как "к плохому человеку, который нашкодил и очень виноват".
По словам школьницы, после первых вопросов она "пришла в себя" и перестала отвечать Бахиреву. После серии вопросов тот сказал, что "ребенок совсем неразговорчивый". Психолог, по словам 11-классницы, в беседу не вмешивалась, но "поддакивала эшнику и была на его стороне".
Беседа длилась около получаса. Не добившись никакой информации, Бахирев дал школьнице подписать отказ от дачи показаний и сказал Брайловской 20 сентября прийти к нему на Петровку, 38, вместе с мамой. Психолог велела школьнице отпроситься на это время у классной руководительницы.
Родители школьницы отказываются вести ее на допрос без повестки. А адвокат школьницы отметил, что педагоги не обязаны были приводить ее на беседу с полицейским.
Мать Брайловской позвонила по номеру телефона, который оставил Бахирев, и сказала, что ждет от него повестки. Он пообещал ее выслать.
По словам матери, школьный психолог рассказала ей, что находится "в невероятном стрессе" и переживает за девочку и школу, "которую могут в любой момент уничтожить". Она отметила, что психолог искренне не понимала, что на школьницу оказывают давление.
Бахирев с журналистами разговаривать отказался и предложил им обращаться в пресс-службу МВД.
Это не первый случай, когда на несовершеннолетних в России оказывают давление в связи с их участием в акциях протеста. В 2017 году студентов и школьников, участвовавших в акции протеста в Томске, вызывали на допрос в Центр по борьбе с экстремизмом. Во Владивостоке руководство лицея №41 угрожало 16-летнему ученику Семену Голубовскому, который принес в класс несколько значков "Навальный 20!8".