$39.57 €42.16
menu closed
menu open
weather +7 Киев

В России хотят вернуть исправительные лагеря, "РИА Новости" опубликовало колонку о пользе ГУЛАГа

В России хотят вернуть исправительные лагеря, "РИА Новости" опубликовало колонку о пользе ГУЛАГа В России призывают "не пугаться страшилок про ГУЛАГ" и возродить исправительные лагеря
Фото: depositphotos.com
В России директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александр Калашников предложил создать исправительные центры для осужденных на объектах, где не хватает рабочей силы и работают мигранты. Об этом он сообщил 20 мая на координационном совете уполномоченных по правам человека, проинформировало агентство ТАСС.

Калашников отметил, что сейчас в тюрьмах и колониях страны содержатся 482 тыс. человек, из них порядка 188 тыс. имеют право на такое исполнение наказания, как принудительные работы.

При этом на ряде крупных объектов в РФ не хватает рабочей силы, подчеркнул директор ФСИН. Он сообщил, что по этому поводу президент РФ Владимир Путин встречался с руководителями "азиатских регионов" (имеются в виду Таджикистан и Узбекистан), чтобы "наладить поток мигрантов". А в Магаданской области, где мигранты из стран Средней Азии работают на золотых приисках, власти вынуждены организовывать для них чартерные рейсы, чтобы они могли вернуться домой.

По мнению Калашникова, лучше построить общежития и рабочие места для "спецконтингента" – это решит проблему нехватки рабочих "и произойдет та самая социализация".

Директор ФСИН подчеркнул, что "это будет не ГУЛАГ, это будут абсолютно новые достойные условия" – осужденные будут жить в общежитии или снимать квартиру, при желании с семьей, "получать достойную зарплату".

Через несколько дней после публикации этой новости, 23 мая, государственное агентство "РИА Новости" опубликовало колонку о том, что ГУЛАГ был "обширен и разнообразен" и приносил пользу советским людям, а идея ФСИН помогла бы решить "множество застарелых проблем общества".

По версии автора колонки Виктории Никифоровой, "были лагеря с откровенно паршивыми условиями, а были – образцового содержания". Как она считает, учитывая общий уровень жизни в Советской России после гражданской войны, если "для столичных интеллектуалов, для бывших купцов и кулаков" лагеря были кошмаром, то для крестьян, бедных горожан, беспризорников, которым трудовой лагерь предоставлял "еду три раза в день, теплое жилье и какую-никакую медпомощь", это была "более или менее нормальная жизнь" и даже "социальный лифт" для сотен тысяч простых людей.

Автор напоминает, что в США "в последние десятилетия пышным цветом расцвела система частных тюрем", где практикуется многочасовой принудительный труд, и уверена, что "в российских реалиях подобная жестокость просто непредставима".

Пандемия коронавируса доказала, что нельзя зависеть от труда гастарбайтеров, пишет Никифорова и отмечает, что граждане России не торопятся занимать рабочие места мигрантов – их не устраивают заниженные зарплаты, плохие условия проживания, отсутствие соцпакета. При этом она полагает, что теперь застройщики под присмотром ФСИН отправят "часть своих сверхприбылей" на хорошую белую зарплату и соблюдение прав трудящихся, заключенные получат нормальные рабочие места, новые профессии, прозрачные зарплаты и это "станет драйвером для развития всего рынка труда".

"В общем, если не пугаться страшилок про ГУЛАГ, то ничего страшного в идее ФСИН нет", – подытоживает автор.

Контекст

Главное управление лагерей – подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами заключения и содержания в 1930–1960 годах. В дальнейшем ведомство было переименовано в ГУИН (Главное управление исполнения наказаний). В настоящее время преобразовано во ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний).

В сталинский период ГУЛАГ насчитывал около 30 тыс. мест заключения, через которые прошли миллионы заключенных. В народном хозяйстве использовался их бесплатный труд. По официальным данным, через лагеря и тюрьмы этой системы прошло 20 млн заключенных. Как минимум 1,7 млн человек погибли: от голода, тяжелого труда, болезней – или были расстреляны.

Значительную часть узников составляли политические заключенные, не совершавшие уголовных преступлений. Многие из них впоследствии были реабилитированы, а их заключение признано незаконным.