"Я не вижу запроса на яркую личность ни в среде оппозиции, ни в среде власти и ее окружения. Во властных структурах идет процесс негативной селекции, и наверх выкидываются самые неинтересные, самые бездарные и циничные фигуры. Следствием этого является нарастающая некомпетентность власти и дисфункции в управлении, ошибки в политике. В этом смысле режим обречен", – сказал он.
По словам социолога, российский режим "обладает собственным механизмом саморазрушения, это неизбежно должно закончиться катастрофой".
"Внутри российского общества я пока не вижу механизмов позитивного отбора ярких людей. Напротив, чем дальше, тем сильнее идет процесс нарастания эпигонов. Это тоже очень дурной знак, признак деградации общества", – объяснил Гудков.
Он считает также, что основа режима в России – "очень широко распространенное отчуждение от политики, когда люди говорят: "Я в политике не участвую", "Политика – грязное дело", "Я не в состоянии влиять на положение дел".
"[Немецко-американский философ] Ханна Арендт в свое время писала, что основа тоталитарных режимов – это не идеология, не силовые структуры, а апатия населения, которое не хочет участвовать ни в общественной жизни, ни в политике, не в состоянии предъявить свои интересы и добиваться их реализации. Это несущая конструкция [современного режима] – именно состояние индифферентности, отчуждения от общественной жизни, сужение кругозора и прочее. Это основа. А так чисто теоретически в определенных группах возникают запросы на общественную деятельность и готовность выдвинуть какие-то идеи, программы. Но это все-таки очень тонкий слой", – отметил Гудков.