О взаимоотношениях между Россией, Беларусью, Казахстаном и Украиной, а также о своем видении цели визита в Киев президентов Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева и роли российского президента в этих переговорах в эксклюзивном интервью "ГОРДОН" рассказал первый президент Украины Леонид Кравчук.
Это поиски возможных решений, чтобы сохранить лицо Путина
Приезд Назарбаева и Лукашенко в Украину – это поиски возможных решений, чтобы сохранить лицо Путина, который по своей сути и по истории России уже царь. А цари назад не идут, они идут только вперед. Это поиски дипломатического и политического решения проблемы отношений с Россией или остановки реальной войны с ней. Путин видит, что ситуация в России и за ее пределами складывается не в его пользу. Хоть и делает вид, что все хорошо, что он выйдет из ситуации. На то, что Запад так отреагирует на его политику, Путин явно не рассчитывал. Последние санкции Европы и США по сути – полная изоляция Крыма. И они будут, судя по всему, возрастать и возрастать.
Путин чувствует, что у него под ногами начинает гореть земля. Об этом говорят и в России, и не только оппозиция. Поэтому он и послал своих эмиссаров. А они выполняют, к сожалению, на мой взгляд, роль не самостоятельных государственных деятелей, а находятся под влиянием России и под пятой Путина.
Лукашенко и Назарбаев находятся под влиянием России и под пятой Путина
Я видел, как создавался их экономический союз, по поводу которого они должны собраться в Москве и что-то там подписать. Я видел, как это было искусственно. И заявления Лукашенко, и заявления Назарбаева – все в адрес российского президента и России – что наконец-то они создадут такую экономическую структуру, которая будет иметь невероятные возможности – широкие, глубокие и высокие. А произошло то, что произошло. Инфляция рубля привела к тому, что они ищут новые рынки, ищут, как рассчитываться, говорят о твердой валюте.
Первая цель – это поиски преодоления кризиса – и политического, и экономического, и военного, и выход на какие-то горизонты. Мы тоже не живем в замкнутом круге, и украинская экономика связана с российской, которая оставляет на ней след. Нельзя говорить, что только Россия страдает – страдают все. И Путин должен был сделать реальный первый шаг, чтобы с этим покончить. Однако он пока будет стоять на своем, так как суть у него остается агрессивно-диктаторская, и он от этого не отказывается.
У Лукашенко и Назарбаева есть поручение от Путина, но они не ссылаются на него, чтобы не ставить в неудобное положение
Это именно те причины, почему Лукашенко и Назарбаев едут к Порошенко. Они хотят узнать его мнение, к каким сценариям он готов. Сейчас эти встречи не являются открытыми, поэтому тяжело судить. Но ясно, что у них, кроме своих проблем, есть поручение о каких-то предложениях Путина. При этом они не ссылаются на Путина, чтобы не ставить в неудобное положение. Если бы это были государственные или официальные визиты, они были бы организованы по-другому. Это вроде рабочих консультативных встреч для выяснения позиции Порошенко. И Путин, и Назарбаев, и Лукашенко какую-то свою позицию в рамках этого экономического союза уже обсудили. Им хочется знать, на какой позиции находится украинский президент, и на какие варианты, сценарии и уступки он пошел бы при определенных ситуациях.
Я не вижу совсем уступок, на какие мы могли бы пойти, потому что мы их уже сделали. Мы сделали больше, чем могли. Минские уступки – это наше унижение, потому что они ни на день не установили перемирие. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров официально заявил, что Россия ничего не подписывала, так что здесь не о чем говорить. Таким образом, эти договоренности не имеют такой международной правовой силы, которую они должны были бы иметь, чтобы они были подписаны и ратифицированы, как надлежит полнокровному масштабному документу в таком важном вопросе, как территориальная целостность Украины.
На основе Минских соглашений развязка не наступит, должны собраться страны – подписанты Будапештского меморандума
Я стою на том, что должны собраться страны – подписанты Будапештского меморандума и подвести итоги, выполняется ли главная стержневая линия этого документа – обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета Украины. Это должно быть, и туда должны приехать не послы, а главы государств, которые подписывали этот документ. И тогда можно будет о чем-то говорить. А все остальное – оттягивание развязки.
На основе Минских соглашений развязка не наступит. Это не тот документ, им можно манипулировать как угодно. Россия манипулирует по-своему, так называемые "ЛНР" и "ДНР" – по-своему. Те уже заявляют, что они вообще не приедут, что они хотят встречаться только с Порошенко, потому что они уже такие большие и серьезные, что готовы как государства встречаться с главой государства. Они сумасшедшие люди. Когда мы идем с ними на встречу и делаем вид, что договариваемся, нужно понимать, что они соглашений выполнять не будут. Поэтому я отношусь к этому критически.
Аннексия Крыма произошла – мы проглотили, хоть и заявляем, что мы этого не признаем. Но факт остается фактом. Россия заявляет, что там действуют российские законы, российская власть и все там российское. В Ставрополье создан совет по Донбассу. Что это за совет? Почему он создан? Что, Донбасс – российская территория? Раз они создали свой совет, очевидно, на что-то рассчитывают. Что это за совет, мы не знаем. Украина должна с ним общаться? Тогда мы явно сделаем еще один шаг, соглашаясь, что часть Донбасса уже отошла.
Я не хочу критиковать нашу власть, зная, как ей непросто, но у нас не все как следует отработано и внутри страны, и с Европой, и со Штатами, и с Россией
Мы должны быть осторожными. Я не хочу критиковать нашу власть, зная, как ей непросто, но думаю, что у нас не все отработано как следует. Повторяю: не все отработано как следует и внутри страны, и с Европой, и с США, и с Россией. Не все отработано.