Что известно о крушении к этому моменту?
Вертолет с Раиси потерпел крушение днем 19 мая в гористой местности в лесу Дизмар примерно в 10 км от границы с Азербайджаном, когда иранские чиновники возвращались с открытия плотины в Азербайджане. Кроме президента и главы МИД, на борту находилось еще шесть человек: губернатор провинции Восточный Азербайджан Малик Рахмати, аятолла Мохаммед Али Але-Хашем, охранники и члены экипажа.
Власти Ирана пока официально не называли причину крушения, отмечает агентство Associated Press. Известно, что обломки были обнаружены на склоне горы, а поиски вертолета были осложнены плохой видимостью, – вероятно, экипаж из-за тумана вовремя не заметил возвышенность и врезался в нее.
20 мая иранские власти подтвердили, что все находившиеся на борту погибли. Два других вертолета с членами правительственной делегации вернулись в Иран без происшествий.
Что известно об Ибрагиме Раиси?
Раиси родился в 1960 году в семье, ведущей, как утверждается, родословную от пророка Мохаммеда, – о чем должен свидетельствовать черный тюрбан, который носил Раиси и другие религиозные лидеры Ирана. В 1978–1979 годах участвовал в исламской революции, после чего начал политическую карьеру. Под конец 1980-х годов он был заместителем генпрокурора Тегерана, в 1988-м вошел в состав так называемой "смертоносной комиссии" – органа из четырех чиновников, который по поручению тогдашнего верховного аятоллы Рухоллы Хомейни приговорил к смерти тысячи политических заключенных, говорилось в решении минфина США о введении против него санкций.
После участия в "смертоносной комиссии" карьера Раиси пошла вверх: уже в следующем году он был назначен генеральным прокурором Тегерана и занимал эту должность пять лет; позднее занимал должности первого замглавы судебной системы Ирана, генпрокурора Ирана и главы судебной системы Ирана. В Минфине США утверждали, что на всех этапах работы Раиси был причастен к репрессиям против оппозиции и инакомыслящих.
В 2017-м он впервые участвовал в президентских выборах, но проиграл тогдашнему главе государства Хасану Рухани. Четыре года спустя, во многом благодаря покровительству верховного аятоллы Ирана Али Хаменеи, Раиси стал президентом (верховный аятолла, являющийся фактическим лидером государства, отстранил от участия в голосовании всех сколь-нибудь значимых кандидатов от оппозиции, расчистив дорогу для своего протеже – в том числе по этой причине Раиси называли одним из главных претендентов на роль преемника Хаменеи).
Перед избранием Раиси обещал нормализовать отношения с мировыми державами, вернувшись к выполнению ядерного соглашения, и в первые месяцы правления активно участвовал в переговорах, но они не принесли результатов.
В начале срока Раиси добился существенного ужесточения законов о нравственности, что стало косвенной причиной убийства Махсы Амини и спровоцировало одни из самых массовых протестов в истории Исламской Республики Иран, а также контролировал "кровавые репрессии" против протестующих, пишет Reuters.
Кроме того, при Раиси Иран существенно сблизился с путинской Россией, которая искала союзников в войне против Украины. Иран, в частности, поставляет РФ несколько видов беспилотников (хотя погибший глава МИД Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиян и пытался это отрицать). Считающий себя президентом РФ Владимир Путин назвал Раиси "настоящим другом России", а его смерть – "невосполнимой утратой".
Может ли РФ из-за гибели президента Ирана потерять союзника в войне против Украины?
Аналитик Украинского института будущего Илия Куса считает, что гибель Раиси может помочь сближению Ирана с Западом, однако вряд ли изменит отношения между Тегераном и Москвой. "По крайней мере, если президентом останется консерватор. Ситуативное партнерство РФ и Ирана подвязано не столько к одной личности, сколько к международной обстановке, плохим отношениям с Западом и тесным связям на разных уровнях. Поэтому смерть президента Ирана вряд ли на нас как-то отразится", – написал он в Facebook.
Аналитики американского Института исследования войны (ISW) также предполагают, что в долгосрочной перспективе гибель Раиси не изменит "нынешнюю траекторию режима к более жесткой и консервативной внутренней политике и более агрессивной региональной политике".
Новые президентские выборы должны состояться в течение 50 дней – до этого момента исполнять обязанности президента будет первый вице-президент Мохаммад Мохбер, 68-летний чиновник, который с 2021 года находится под санкциями США.
В заявлении американского минфина отмечалось, что государственный фонд EIKO, которым долгое время руководил Мохбер, контролировал средства и активы на миллиарды долларов, пишет AP. "EIKO систематически нарушал права диссидентов, конфисковывая землю и имущество у противников режима, политических оппонентов, религиозных меньшинств и иранцев в изгнании", – подчеркивали в ведомстве.
Мохбер также известен как один из авторов "экономики сопротивления", позволяющей Ирану существовать под западными санкциями. С начала российского вторжения в Украину Мохбар несколько раз ездил в Россию. Как пишет "Медуза", в октябре 2022 года он участвовал в переговорах о поставках иранских ракет и дронов для армии РФ.