$39.78 €42.38
menu closed
menu open
weather +9 Киев

Фесенко: Яценюк останется премьером, а Гройсман будет первым вице-премьером G

Фесенко: Яценюк останется премьером, а Гройсман будет первым вице-премьером

Фесенко: Мордобой на политической основе приведет к дальнейшему расколу страны. Тогда дело не ограничится Донбассом


Фото: Микола Давидюк / Facebook

Как на политической ситуации в Украине скажется результат внеочередных парламентских выборов, рассказал в эксклюзивном интервью изданию "ГОРДОН" политолог Владимир Фесенко. 

– Владимир, с чем может быть связан очень высокий результат "Народного фронта"? Может ли идти речь о некоем феномене Яценюка?

– Здесь дело не в феномене Яценюка. Когда сравнивают результат Порошенко и результат блока Яценюка, забывают, что Яценюк не принимал участие в выборах. Это голосование не только за Яценюка и не за Яценюка, как популярного политика. Это голосование за тандем Порошенко – Яценюк. Если сравнивать с результатами президентских выборов, легко увидеть, что фактически речь идет о том, что за Яценюка проголосовала часть тех людей, которые поддержали Порошенко на президентских выборах. Причем немалая часть. Вот они и голосовали за тандем Порошенко – Яценюк. Этот тактический прием "Голосуйте за премьерство Яценюка" сработал. Во всяком случае пока сработал, потому что Арсения Петровича и его правительство ожидает очень тяжелая зима. И еще большой вопрос, с какими рейтингами они выйдут из зимы. А пока сработала эта стратегия и то, что Яценюка воспринимают как часть новой власти и пока большая часть сторонников майдана сохраняет кредит доверия этой новой власти. Думаю, что главный результат этих выборов – это то, что две партии власти получили почти половину голосов избирателей. И дело не только в Яценюке. Это голосование за тандем Порошенко – Яценюк.

– Владимир, результат Юлии Тимошенко лично для Вас удивителен?

– Не могу сказать, что результат очень удивил. Гораздо больше удивил результат народного фронта, хотя там тоже есть свои объяснения. Ожидалось, что Тимошенко могла бы получить где-то процентов 7–7,5, а получила на 2% меньше. Поэтому не могу сказать, что сильно удивило, но, конечно же, то, что ей не удается пока найти свою нишу в новой украинской политике и переломить тенденцию падения рейтинга, это, конечно, для нее сейчас очень серьезная проблема. Ей надо будет искать какие-то новые средства, потому что тенденция для нее неприятная.

– Уже сейчас совершенно очевидно, что лицо нового правительства будет совершенно иным. Насколько кардинальными, на ваш взгляд, будут эти изменения?

– Кадровые изменения будут. Я думаю, что поменяется около половины правительства. Но Яценюк с высокой степенью вероятности после таких результатов выборов останется премьер-министром. Скорее всего, Гройсман станет первым вице-премьером. Давайте не забывать, у нас нет первого вице-премьера, а это одна из ключевых должностей в правительстве и, наверное, Гройсман станет первым вице-премьером. То есть, станет дублером Яценюка.

– Кроме того, возможно участие в правительства "Самопомощи"…

– Есть определенная интрига, связанная с дальнейшей деятельностью самого Садового. Останется ли он мэром Львова или все-таки может пойти, например, в правительство. Тогда на какую должность? Вот этот вопрос открыт. Во Львове очень много слухов, что он может уйти. Я тоже думаю, что пока он не захочет уходить в исполнительную власть. Надо же сохранить этот миф о новых и не брать на себя чрезвычайной ответственности, потому что правительство в ближайшие полгода окажется в зоне большого риска.

– Оппозиционный блок как рычаг Путина в Раде – миф или реальность?

– Нет. Это миф. В Оппозиционном блоке есть люди, связанные с Москвой, но мы забыли, что страна разная, что этим революционным подходом, когда до основания весь старый мир разрушим, опять восстанавливают противостояние на межрегиональном уровне. И, кстати, тот факт, что агрессивная реклама Оппозиционного блока сработала, когда они фактически пытались мобилизовать антимайданный электорат, – тоже следствие процессов, связанных с той же люстрацией. Если этот революционный подход будет продолжаться, противостояние на межрегиональном уровне будет усиливаться.

– Анализируя все заявления, которые многие вновь избранные депутаты сделали уже в ночь выборов, можно ли спрогнозировать, что будущая Рада будет более радикальной?

– Если дело будет доходить до крайне агрессивных проявлений – это путь к продолжению раскола страны.  Еще раз подчеркиваю, что все "ура-революционеры", все сторонники жестких решительных действий, мордобоя на политической основе должны понимать, что если это будет продолжаться, – это путь к дальнейшему расколу страны. Тогда дело не ограничится Донбассом.  Как раз от радикалов, кроме самого Ляшко и некоторых его ближайших людей, каких-то радикальных действий я не ожидаю. Да, конечно, они себя попытаются показать, но у "Радикальной партии", мне кажется, два лица: одно радикальное, обращенное к телекамере, второе – достаточно прагматичное. 

– Кстати о Ляшко. Как Вы считаете, возможно ли его участие в будущей коалиции?

– Если договорятся, Ляшко может войти в коалицию. В коалицию может войти "Свобода". Я думаю, что Порошенко сейчас заинтересован в создании достаточно широкой коалиции. Другое дело, что, насколько я знаю, наши международные партнеры не в восторге от возможного участия в коалиции партии Ляшко и "Свободы". Но со "Свободой" уже есть партнерские отношения, договаривались на выборах, поэтому, я думаю, что "Свобода" все-таки может остаться в коалиции. Они были в правящей коалиции и фактически тоже установили партнерские отношения с Блоком Порошенко. Участие Ляшко в коалиции менее вероятно, но не исключено.

– Насколько вероятно участие в коалиции Тимошенко, которая в течении избирательной компании занимала достаточно жесткую антипрезидентскую позицию?

– Кампания – это одно, а работа после выборов – это несколько другое. Юлия Владимировна может избрать тактику полуоппозиции. Допустим, войдя в коалицию, она будет критиковать действия правительства и президента. Другое дело, возьмут ее или не возьмут? Договорятся ли об участии в коалиции? Это вопрос пока открыт.