Представление о снятии неприкосновенности и уголовном преследовании Ярослава Дубневича было внесено в Раду Генпрокуратурой 17 октября. Выступая с трибуны парламента, глава ведомства Руслан Рябошапка заявил, что у следственных органов есть достаточно доказательств того, что Дубневич был организатором преступной схемы с махинациями на закупках “Укрзалізниці”, в результате которой государству был нанесен ущерб в размере более чем 93 млн гривен.
Информацию о том, что в отношении Дубневича ведется расследование, еще в сентябре обнародовали в Национальном антикоррупционном бюро. По мнению детективов НАБУ Дубневич, будучи главой транспортного комитета ВР, пролоббировал выделение средств на закупку стрелочных переводов для железнодорожников. Для закупки оборудования была организована специальная схема. Компания “Корпорация КРТ”, принадлежащая Дубневичу и его старшему брату Богдану, приобрела переводы у производителя, “Днепропетровского стрелочного завода”, затем перепродала их другой частной компании, “Арго”, которая в свою очередь продала их “Укрзалізниці”. Сам товар же был поставлен напрямую с завода конечному покупателю. В результате такой схемы цена оборудования выросла с изначальных 525,9 млн грн, за которые его продал производитель, до 637,9 млн грн, которые за него заплатила “Укрзалізниця”.
Коррупционная схема, в создании которой обвиняют Дубневича. Инфографика: nabu.org.ua
Помимо этой схемы, правоохранители расследуют и другую деятельность братьев Дубневичей. 29 октября стало известно, что НАБУ проводит обыски в частном доме Богдана Дубневича в селе Зубра Львовской области. Позднее пресс-служба НАБУ распространила заявление, в котором сообщила, что обыски связаны с расследованием в отношении бывшего и нынешнего народных депутатов. Братья Дубневичи вместе были депутатами прошлого созыва Рады, однако в июле 2019 Богдан Дубневич, в отличие от своего брата, выборы в одномандатном округе во Львовской области проиграл.
“По предварительной оценке следствия, лица, причастные к преступлению, на протяжении 2013–2018 годов легализовали более 2 млрд грн доходов, полученных преступным путем. Предварительная правовая квалификация – статьи 209, 212 и 366-1 КК Украины”, – сказано в сообщении НАБУ.
Братья Дубневичи – старожилы украинской политики. Оба вместе начинали политическую карьеру в начале 2000-х в БЮТ. Ярослав даже был заместителем главы фракции этой партии во Львовском областном совете. Затем политическая конъюнктура изменилась, и в 2010 году братья избрались во Львовский облсовет от партии “Відродження”. В Верховную Раду VII созыва в 2012 году удалось избраться только Ярославу, который шел на выборы как самовыдвиженец, но позднее присоединился к фракции УДАР. В Верховной Раде VIII созыва оба брата были членами фракции БПП.
Ярослав Дубневич избирался в Раду VII, VIII и IX созывов по одному и тому же одномандатному округу во Львовской области, там, где расположено его родное село Зубра. Такая благосклонность избирателей объясняется просто – политик побеспокоился о том, чтобы его округ щедро финансировался из государственного бюджета. В села прокладывались дороги, строились новые детские сады, школы и дома культуры. Однако, как показало расследование журналистов “24 канала”, стоимость работ часто оказывалась выше рыночной.
По подсчетам общественной инициативы “Чесно”, Ярослав Дубневич является фигурантом 38 антикоррупционных расследований. В основном они касаются махинаций с тендерными закупками для “Укрзалізниці”. По данным антикоррупционных активистов, фирмы, аффилированные с братьями Дубневичами, годами поставляли оборудование железнодорожному перевозчику по завышенным ценам.
По данным проекта "Слідство.Інфо", бизнес-интересы братьев Дубневичей не ограничиваются поставками оборудования для железной дороги. Семейству принадлежит множество жилой и торговой недвижимости во Львове, а также строительные компании, выполнявшие государственные подряды во Львовской области.
Кроме того, Дубневичи связаны и с газовым бизнесом. В декабре прошлого года Ярослава Дубневича уже хотели лишить неприкосновенности. Представление об этом было направлено в ГПУ руководителем антикоррупционной прокуратуры Назаром Холодницким. Тогда Дубневичу вменяли в вину махинации с закупками газа для ТЭЦ во Львовской области. Однако тогдашний генпрокурор Юрий Луценко вернул это представление в САП для “существенной доработки доказательной базы”.
В адрес Дубневича-младшего звучат также обвинения в лоббировании своих людей на высокие посты. Во время заседания Рады, на котором обсуждалось снятие неприкосновенности с Дубневича, народный депутат Андрей Мотовиловец заявил, что в бытность советником министра инфраструктуры Андрея Пивоварского он был свидетелем, как тогдашний глава транспортного комитета транспорта ВР Ярослав Дубневич требовал назначить своего человека в руководство аэропорта Львов.
Ярослав Дубневич считает дело против себя политически мотивированным. Фото: Ярослав Дубневич / Facebook
Сам Дубневич обвинения в свой адрес отрицает и считает их политически мотивированными. По его мнению, дело против него призвано отвлечь внимание избирателей от более насущных вопросов.
"Чтобы обесценить эти уязвимые вопросы, которые звучат от общества в части того, что не уменьшаются тарифы, не поднимается экономика, не принимаются важные экономические вопросы об улучшении [уровня жизни] населения. В то же время пробуются и принимаются законы, которые дают возможность узурпировать власть в нашем государстве", – подчеркнул он.
Дальнейшую судьбу Ярослава Дубневича должен решить Высший антикоррупционный суд. 2 ноября депутату назначили залог в 100 млн грн, однако брать его под арест суд не стал.