$41.28 €44.96
menu closed
menu open
weather +3 Киев
languages

Мороз в обращении к руководству Украины: "Затухание" энергетической отрасли страны – свидетельство деградации экономики G

Мороз в обращении к руководству Украины: "Затухание" энергетической отрасли страны – свидетельство деградации экономики Мороз: Страна плывет "без руля и парусов" под пустыми лозунгами о евровыборе или кощунственными – о "мощном аграрном государстве"
Фото: Ростислав Гордон / Gordonua.com

Глава Верховной Рады Украины II и V созывов Александр Мороз призвал руководство Украины обратить внимание на деградацию энергетической отрасли страны и задуматься над проблемами ее адаптации к европейским системам. Издание "ГОРДОН" эксклюзивно публикует полный текст обращения.

В прежние времена, когда советником председателя Верховной Рады Украины по вопросам энергетики дважды был Виталий Скляров, на основании им подготовленных анализов мы обращались к тогдашним президентам и премьерам с тревогой относительно недопустимо равнодушного отношения власти к энергетике. На наши обращения (подписанные руководителем парламента!) никакой реакции, даже ответа не было. Да и читали ли письма президенты и другие, сомневаюсь. Такая у нас организация управления.

Понимая катастрофическое состояние энергетической системы, просил уникального инженера, менеджера, академика, экс-министра энергетики пойти на коллегию ведомства, которым он руководил 11 лет, чтобы объяснить сотрудникам суть проблем, которые приобретают необратимый характер. Желания особого Виталий Федорович не имел, но учел просьбу. Вернувшись, подтвердил то, о чем догадывался:

– Больше не пойду. Там никто не знает закон Ома…

– Но ведь мы приближаемся к точке бифуркации (невозвращения)?

– Мы ее уже прошли…

Не открою новость, если скажу, что подобная ситуация во многих ведомствах, и это видно в последствиях функционирования секторов реальной экономики. Да и не только экономики. Непрофессионализм управленцев, отсутствие необходимого опыта, неспособность увидеть последствия управления на практическом уровне, где работают люди, или пользуются результатами деятельности энергетиков, транспортников, аграриев, медиков, финансистов, педагогов, впечатляют. И это не брюзжание меня, пенсионера, а обеспокоенность более или менее подготовленного инженера. Это очевидные вещи для миллионов сограждан. Страна плывет "без руля и парусов" под пустыми лозунгами о евровыборе или кощунственными – о "мощном аграрном государстве".

Речь идет об астрономических платежах населения и тлеющих еще производств

Однако, вернусь к некоторым выводам, сделанным в разговоре с бывшим советником.

Уже почти три десятилетия украинцы слышат басни о поиске "эффективных хозяев" в результате приватизации. "Эффективность" очевидна – мертвыми стали более 50 тыс. предприятий с вырезанными конструкциями и вывезенным на металлолом оборудованием (подобное ожидает и новые объекты, предусмотренные нынешним правительством для продажи, или произойдет передача некоторых из них в руки зарубежных конкурентов). "Эффективность" же в энергетике особенная. Она разная для владельцев (11 облэнерго принадлежат одному бизнесмену из России) и для потребителей – тарифы это подтверждают. После реализованных настояний бывшей вице-премьера по вопросам энергетики по приватизации первых двух облэнерго тарифы на электроэнергию везде в Украине удвоились через неделю. Как дальше развивался процесс, каждый убеждается в квитанциях – платежках за электроэнергию.

Речь идет об астрономических платежах населения и тлеющих еще производств. Можно было бы надеяться, что из вырученного (выцарапанного у людей) что-то перепадет и для поддержки исключительно важной отрасли. Но где там!

Вспомнилось, что более 10 лет назад мы беспокоили исполнительную власть анализом об угрожающем недофинансировании энергетики, в частности за 1993–2007 годы. Взяв за исходную цифру расходы за 1993 год, предположив, что затраты были правильными и оправданными, проанализировали объемы финансирования по годам до 2007 года по всем видам потребностей: капитальные, средние и текущие ремонты, необходимые эксплуатационные расходы и так далее. Умножив сумму расходов за 1993 год на 14 (количество лет) и отняв от полученного результата сумму финансирования, указанную в бюджете за эти же годы, получили сумму недофинансирования. Она составила $55 млрд (с учетом курсовых валют по годам). Понятно, что "откаты" и фактические расходы остались тайной, то есть за пределами анализа.

Конечно, это довольно приблизительный расчет, но он дает понять порядок цифр. С тех пор ничего в этом деле не менялось. Можно с уверенностью заявить об объемах недофинансирования на уровне $90–100 млрд (!). Обратите внимание, это не, скажем, одолженные деньги. Это деньги, которые нужно было обязательно освоить, они, между прочим, на основе мировой практики законодательно предусмотрены при налогообложении и "заработаны" системой энергетики. Следовательно, их просто отобрали, создав критическую ситуацию. Этим нельзя пренебрегать, поскольку речь идет, прежде всего, о техногенной безопасности!

За годы приватизации и реформ в Украине не построено ни одной электростанции, их строительство и не предполагалось

За период реформ и приватизации потери в энергетических сетях согласно самым скромным (и официальным!) цифрами возросли на 5-7%. Это означает потерю более 200 млрд кВт*ч электроэнергии, то есть больше года энергосистема работала только на потери, на их покрытие. Умножьте эту величину на тариф, который у нас на европейском уровне (при далеко не европейских зарплатах и пенсиях), и получим умопомрачительные цифры убытков, которые страшно называть.

Заметный вклад в развитие тревожной темы вносят тепловые электростанции. Если раньше удельный расход топлива на киловатт-час энергии находился на уровне 340 граммов, то теперь – 500 (где в этом росте влияние изношенности системы, где основание для изучения антикоррупционных и другими органами – соответствующие структуры власти обязаны разобраться). Разницу в 160 граммов умножим на выработку тепловых станций и на среднюю цену угля (скажем, 70 долл./т) и получим реальную, а не надуманную цифру в несколько миллиардов долларов. То есть миллионы тонн угля добыто, доставлено, разгружено, сожжено, проплачено и... ничего, кроме вредных газов и сажи. Когда на улице работает изношенный автомобильный двигатель, то в синих едких выхлопах окружающие видят и экономическую немощь хозяина, и понимают беду для себя и окружающей среды. А когда таким "двигателем" является супермощные ТЭС?..

Не кажется ли странной такая экономика и управление ею?

За годы приватизации и реформ в Украине не построено ни одной электростанции, их строительство и не предполагалось. Если и в предшествующие реформам времена электростанцию строили не менее 10 лет, то за сколько времени можно строить теперь? Кто будет обеспечивать долгосрочное финансирование – "длинные" деньги? А речь идет о 1–1,5 млрд долларов на строительство приличной электростанции. Кто их освоит? Никакому частному, даже "эффективному" хозяину это не под силу. Что думают инициаторы дальнейшей приватизации в правительстве? Что думают они о завтрашнем дне, ведь основные фонды в электроэнергетике изношены на 90–95%, темпы же обновления ничтожны.

Энергетика и транспорт – локомотивы экономического развития. Нынешнее "затухание" энергетической отрасли – свидетельство деградации экономики. Оно пока не очень допекает власти, потому что в домах украинцев еще светит "лампочка Ильича". Но насыщение помещений бытовой техникой (кондиционерами, в частности), попытка спастись от вымогательства мошенников под маской "Роттердам" путем перевода квартир на электрообогрев (электросети на это не рассчитаны) и другое приближают энергетический коллапс даже в коммунальной сфере.

Тогда на "совков" кивать будет поздно, а для покупки электроэнергии даже по любым ценам не существует никаких технических возможностей, создавать же их крайне сложно. То сдуру можно было закрыть три действующих блока ЧАЭС, не приближаясь ни на йоту к гарантированию безопасности населения и имея за спиной запас стабильности энергосистемы, созданной ранее. То в Соглашении об ассоциации с ЕС можно поставить подпись, не думая (или не зная) как будет обеспечена "адаптация энергосистем", а в реальной жизни – это очень сложная в инженерном, финансовом, организационном смысле проблема. Откровенно говоря, проблема без решения.

Потерять транзит газа через территорию Украины можно не только из-за введения "Северного потока". Гораздо опаснее выглядит состояние трубопроводов на нашей территории

Сказанное – лишь одна составляющая общей ситуации. Наконец, речь идет об угрозе национальной безопасности, о ключевой теме для рассмотрения ее на Совете безопасности. С момента создания этой структуры в 1996 году не припоминается ни одно ее заседание, касавшееся нейтрализации угроз государственности, которые формируются в экономике, энергетике, транспорте, в сферах, обеспечивающих устойчивое развитие страны или консолидируют общество хотя бы для защиты окружающей среды и сохранения природных богатств страны.

Подсказка Совбезу по этой теме, возможно, побудит его сотрудников или Кабинет Министров к предварительному (но неотложному) обсуждению проблем энергетики профильными специалистами, учеными и так далее. Собственно, речь идет о привлечении людей, которые понимают суть опасности и не "прогибаются" перед властью и олигархами, перед теми, которые в энергетике видят лишь источник своих заоблачных доходов.

Отступать же некуда. Вот в чем дело!

Приведенные аргументы – не пропаганда, не политическая трескотня. Это жизненная необходимость существования государства и основа жизнедеятельности людей. Разговорами здесь не обойтись. Хотя не только здесь. Подобное наблюдается, например, и по газотранспортной сети. Усилия власти (президента прежде всего) сосредоточены на противодействии реализации проекта "Северного потока". Насколько такая позиция эффективна – отдельная тема. Но ведь потерять транзит газа через территорию Украины можно не только из-за введения "Северного потока". Гораздо опаснее выглядит состояние трубопроводов на нашей территории. Они не вечны, специалисты уже давно бьют по этому поводу тревогу. Кто-то же должен сделать анализ системы, расчет финансовых и материальных потребностей, спланировать необходимую работу и выполнить ее!

Если эти реальные проблемы не решать, можно согласиться с выводами о том, что чиновники в Украине временные и с таким своим статусом смирились, готовились к нему, добиваясь власти.

Но на что рассчитывать украинцам, которые еще не уехали и не хотят эмигрировать?

Это совсем не риторический вопрос. Может правительство, Совбез и другие попытаются ответить на него?

№ 15 от 17.05.2018

Президенту Украины
П.Порошенко
Председателю Верховной Рады
А.Парубию
Премьер-Министру Украины
В.Гройсману

Уважаемые Петр Алексеевич,
Андрей Владимирович,
Владимир Борисович!

          Прошу Вас ознакомиться с этим материалом. В нем лишь фрагменты запущенной, серьезной и очень опасной проблемы.

       Не обращайте внимания на некоторые оценки позиции власти. Реальность – тому причина. Власти все равно придется противодействовать указанной в материале угрозе. Было бы целесообразно хотя бы в общих чертах спланировать свои действия и с их содержанием ознакомить население.

С уважением,
А.Мороз