$39.58 €42.26
menu closed
menu open
weather +13 Киев

Кравчук: Возможно, Запад опомнился и увидел, что перешел черту, требуя изменить Конституцию Украины G

Кравчук: Возможно, Запад опомнился и увидел, что перешел черту, требуя изменить Конституцию Украины

Леонид Кравчук: Сложно сказать, начнет ли Запад реальное давление на Россию, ведь в прошлом была некрасивая история, когда долго уговаривали Гитлера


Фото: Феликс Розенштейн / Gordonua.com

Лидеры западных стран наконец убедились, что Россия не собирается выполнять никаких договоренностей по Донбассу, предполагает первый президент Украины Леонид Кравчук.

Вооруженный конфликт на востоке Украины начался в апреле 2014 года. Переговоры по его урегулированию ведутся в Минске. Одним из согласованных пунктов Минских соглашений было изменение Конституции Украины до конца 2015 года. 

31 августа 2015 года Верховная Рада в первом чтении поддержала изменения в Конституцию Украины в части децентрализации и специфического порядка осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Во втором чтении этот законопроект должны были принять конституционным большинством голосов (не менее 300), но вопрос не выносился на голосование в парламенте.

По данным СМИ,  в Администрации Президента решили притормозить процесс принятия изменений в Конституцию, чтобы не усугубить положение страны на переговорах с Россией и международными партнерами, а также в связи с нехваткой голосов.

23 февраля во время визита в Киев министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер ничего не сказал о конституционных изменениях. Однако заявил, что текущее положение на востоке Украины не может быть препятствием для работы над законом о местных выборах, принятие которого является частью мер по реализации Минских соглашений. До сих пор трехсторонняя контактная группа в Минске не достигла никакого компромисса относительно проведения выборов на оккупированной территории.

В комментарии изданию "ГОРДОН" первый президент Украины Леонид Кравчук предположил, что западные партнеры Украины убедились, что Кремль не планирует выполнять договоренностей для урегулирования ситуации на Донбассе, и не будут настаивать на изменении Конституции для придания особого статуса оккупированным регионам.

Как могут западные  демократы, записавшие в свои конституции правильные и хорошие вещи, заставлять нас менять Основной закон Украины против воли народа?

В последнее время изменилась ситуация вокруг Донбасса. Возможно, Запад наконец убедился, что Россия играет свою игру и не собирается выполнять никаких договоренностей, которые были приняты и в Минске, и в Париже, и "Нормандской четверкой", и всеми остальными. Россия продолжает делать вид, что не является стороной конфликта, а просто наблюдателем, и не может повлиять на Донбасс.

Президент РФ Владимир Путин обвиняет Украину в невыполнении Минских соглашений и делает акцент на том, что начинать надо с изменений в украинскую Конституцию в части особого статуса Донбасса, а если глубже смотреть, то, по сути, федерализации нашей страны.

Запад убедился: что бы ни делала Украина, Россия будет настаивать на конституционных изменениях.

Мировой опыт говорит, что изменения в Основной закон любой страны должен вносить народ. В той же французской конституции написано: "Никакая процедура пересмотра конституции не может быть начата или продолжена при покушении на целостность территории страны". А у нас не покушение, а реальное вмешательство – аннексирован Крым, часть Донбасса контролируется Кремлем. Поэтому если западные страны действительно руководствуются демократическими и международными нормами права, о каких изменениях в Конституцию Украины они могут говорить? Они же не могут ставить Украину на колени и действовать под диктовку Путина против воли украинского народа.

Украина может принять закон об особой форме управления на Донбассе, не меняя Конституцию

Это будет не только против воли народа, но и вопреки самому Основному закону. В ст. 92 нашей Конституции записано, что основы местного  самоуправления, статус столицы и специальный  статус других городов определяется исключительно законами Украины. Подчеркиваю – не Конституцией, а законами. То есть Украина может принять закон об особой форме управления на Донбассе, не меняя Конституции.

Кстати, сейчас фактически так и есть – там не просто облгосадминистрации, а военно-гражданские администрации. То есть это уже особая форма управления.

Я предлагаю вынести за скобки из текста конституционных изменений в части децентрализации слова об особом статусе Донбасса и принять соответствующий закон, в котором указать, что он действует в соответствии со ст. 92 Конституции Украины на период АТО. То есть определить время действия этого закона. И не менять Конституцию.

От нас хотят, чтобы мы внесли в Конституцию положения, которые поставят страну в сложное положение, подчинят Украину интересам других стран. То, что на нас давит Россия – неудивительно. Но когда давит Запад – демократы, которые в свои конституции записали правильные и хорошие вещи, а нас заставляют действовать против воли народа – это неуважение к украинцам, украинскому государству и власти. Например, в конституции Франции написано, что территория страны целостна и неделима, управление осуществляется на принципах децентрализации, а все остальное определяется законами.  

Я не уверен, но, возможно, западные страны опомнились и увидели, что перешли черту, требуя изменить Конституцию Украины.  

Хочу сказать откровенно: если бы наша власть следила за тем, что она подписывает, то такого требования не было бы в пунктах Минских протоколов. Либо недосмотрели, либо подписывали под давлением. Очевидно, было и то и другое.

Нужно сказать России, чтобы забрала своих военных и наемников, а со своими сепаратистами мы проведем выборы

Как можно провести выборы на территории, где нет украинской власти – ни законов, ни партий, ни флагов – никакого влияния, граница не контролируется Киевом? Нам говорят: "Проводите выборы", но кто туда поедет агитировать?  Зачем этот обман? Делают вид, что Украина просто не хочет выборов на Донбассе.

Мы говорим: "Выведите войска, мы возьмем под контроль границу и проведем выборы с участием ОБСЕ и любых международных организаций".  Но когда фактически идет война, людей убивают – как проводить выборы? Я считаю, это пустые разговоры.

Для начала нужно сказать России, чтобы забрала своих военных, технику и наемников, а со своими сепаратистами мы проведем выборы. Хотя, конечно, Кремль не согласится на это предложение.

Я хочу, чтобы украинский суверенитет был восстановлен на всей нашей территории. Хотя сомневаюсь, что будет так, как сказал Петр Алексеевич (президент Украины Петр Порошенко. – "ГОРДОН") – что Крым и Донбасс вернутся в 2016 году. Ничего ни на йоту не изменилось – все так же стреляют, заявления Кремля и сепаратистов остаются деструктивными. 

Запад нам помогает, как может, но давление на Россию может быть разным. Это вопрос не только санкций, а глобального порядка – надо защищать цивилизацию, международное право и мировой порядок, установленный после Второй мировой войны, чтобы не началась третья.

Именно Россия сейчас – источник деструктива, угроза миру. Украина сегодня на передовой, принимает бой, жертвует самым дорогим – своими сыновьями и дочерьми. И достойно держит этот бой. Но против такой силы Украина одна не справится, поэтому нужно, чтобы мир объединился и начал действовать. Почему остановились только на Минских соглашениях, где Будапештский меморандум, почему молчат "Большая семерка" и "Большая двадцатка"? Разве их это не касается?

Мне сложно сказать, вмешаются ли они в конце концов, ведь прошлом была некрасивая история, когда долго терпели Гитлера, отдали ему Судеты. Чемберлен уговаривал его, заверяя, что не нужно этого делать. Сейчас происходит то же самое.

Шесть горячих точек: Донбасс, Крым, Приднестровье,  Сирия, Абхазия, Южная Осетия – во всех присутствует Россия. Разве это не убедительный факт? И мы говорим Западу: "Да, мы защищаем свою территорию, но если вы будет так несистемно и неорганизованно действовать, этим воспользуется пропаганда Путина, и последуют его реальные действия".

Я призываю к действию не только украинскую власть, но и всех, кто видит, в какую пропасть мир может упасть, если мы все не организуемся сейчас, а будем ждать более подходящего времени.