Бумажный щит Одессы, или Что и от чего защитит ЮНЕСКО G

Александр Авдеев: Для Одессы внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО имеет огромное значение
Фото: личный архив Александра Авдеева

Ракетные атаки сделали то, чего не смогли 13 лет лоббирования и километры писем: исторический центр Одессы, спланированный Францем де Воланом, попал в находящийся под угрозой перечень всемирного наследия. Действительно, сейчас угроза масштабна и очевидна. Это решение является не приятным сюрпризом, а закономерным шагом. Но нельзя сказать, что все предыдущие годы историческая застройка была в полной безопасности: она успела испытать своеобразные разрушительные удары от перестроек и достроек, отсутствия своевременной реставрации (достаточно дорогое удовольствие) и т.д. Позволит ли новый статус восстановиться от них и предотвратить новые?

Для Одессы внесение в список всемирного наследия ЮНЕСКО имеет огромное значение. На мой взгляд, большинство последствий этого решения – положительные. Но вместе с этим как городские, так и государственные власти взяли на себя важную и безусловную обязанность: поддерживать те кварталы, которые попали в "защитную зону", чтобы они соответствовали статусу культурного наследия.

Да, Украина доказала, что город-порт Одесса является уникальным культурным феноменом – центром многонационального самобытного сообщества. Но каждое нарушение может привести к роковым последствиям. Одна новая многоэтажка в историческом центре, один неоправданный демонтаж, и мы окажемся там, где начинали. Прецедентов достаточно. Последнее резонансное исключение объекта из списка ЮНЕСКО произошло в 2021 году: охранный статус потерял английский город Ливерпуль. Причиной стал инфраструктурный проект в несколько миллиардов фунтов.

Ливерпуль как город мореплавателей и торговцев вписали в перечень мирового наследия ЮНЕСКО в 2004 году, а уже в 2012-м он оказался в статусе объектов мирового наследия в опасности из-за предлагаемых перестроек припортовых частей города.

Комитет мирового наследия ЮНЕСКО решил, что эти застройки повредили подлинность и целостность объекта. Это знак и для Одессы, порт которой вошел в охранную зону. Так что перед работами все ограничения нужно учесть.

Одессе может хватить нескольких "дисгармоничных" зданий, чтобы последствия были более болезненными. Речь, кстати, идет не только о запрещенных изменениях, но и о необходимых.

Однако есть немало того, что нужно убрать, чтобы соответствовать новому статусу.

Годы коррупции, судов за частную собственность и безразличия жителей города привели к тому, что фасады доходных домов XIX века "украшены" балконами из белой вагонки и внешними пристройками, обустроенными сомнительной плиткой из строительного супермакета.

Некоторые здания "таинственно" исчезают, чтобы уступить место торговым или бизнес-центрам. Комитет ЮНЕСКО в официальном заключении четко требует как можно ближе придерживаться исторического вида сооружений в определенной зоне.

Важно также отдавать себе отчет, что решение ЮНЕСКО удалось пролоббировать в противовес агрессии РФ. Из семи возможных критериев культурного наследия мирового значения Одесса согласно номинационному досье соответствует двум. Один из них – мультикультурализм. Другой – сохранение оригинального плана постройки XVIII века. В Комитете по вопросам всемирного наследия нам пошли навстречу, но из номинационного досье пришлось вычеркнуть десятки кварталов и отнести их к "буферной зоне" между культурно ценным районом и городской застройкой. И впереди еще много работы, которую нужно проделать, чтобы этот буфер соответствовал своему статусу.

Что будет дальше и чего не будет

Нет смысла повторять, что дает этот статус нашему городу, ведь шли мы к нему больше десятилетия. Да и год полномасштабной войны полностью сменил приоритеты.

Поэтому самое главное: сам по себе факт включения центра Одессы в перечень всемирного наследия не защищает город от ракетной атаки, но все же имеет значение.

Министр культуры Украины Александр Ткаченко уже успел назвать статус всемирного наследия "своеобразным щитом безопасности над Одессой". И добавил, что "это большая работа по сохранению города от застройщиков и разрушений".

В соответствии с положениями Конвенции о всемирном наследии, 194 государства-участника, в том числе и Россия, обязуются не предпринимать никаких умышленных шагов, которые могут прямо или косвенно нанести вред объекту всемирного наследия, и оказывать помощь в его защите.

Согласно официальному релизу ЮНЕСКО, включение в список всемирного наследия, находящегося под угрозой, дает ему доступ к усиленной технической и финансовой международной помощи, которую Украина может запросить, чтобы обеспечить защиту объекта и, в случае необходимости, помочь в его восстановлении.

То есть в отличие от израильского "Железного купола", защита ЮНЕСКО представляет собой скорее купол бумажный. Принцип его работы строится на чисто европейской ментальности: если ты разбил окно, то должен заплатить за новое стекло. Но не факт, что в итоге пострадавшее 150-летнее здание с уникальной архитектурой или отделкой удастся реконструировать за счет агрессора.

Именно ЮНЕСКО в Одессе пока предоставило небольшие суммы средств на ремонт повреждений, нанесенных Одесскому художественному музею и Музею современного искусства, а также предоставило оборудование для зацифровки 1000 произведений искусства и документальной коллекции Государственного архива и средства для защиты произведений искусства под открытым небом. То есть еще раз подчеркну, пока речь идет о небольших средствах.

В целом ЮНЕСКО подтвердила повреждение 238 объектов в своем релизе 8 февраля, однако на сегодняшний день ни один объект всемирного наследия ЮНЕСКО не был поврежден.

Как будет работать новый статус?

Первым шагом городских властей к закреплению нового статуса должна стать подготовка к приему мониторинговой миссии, которая оценит объем требуемой работы.

Можно спрогнозировать, что он будет очень значительным. Но ЮНЕСКО, хотя и является авторитетной организацией, не имеет права определять, как именно будет развиваться внесенный в список наследия объект. Все последующие решения по реставрациям, новому строительству или перепланировке, а также соответствующие нормативные акты – ответственность прежде всего как государственной, так и местной власти. Как это определено и регулируется законодательством Украины. Хотя все изменения должны быть согласованы с Комитетом всемирного наследия, но власти и общество должны быть заинтересованы в сохранении соответствующего статуса. И в этом самый большой вызов, потому что все работы на объектах культурного наследия контролируются центральными органами власти (Минкульт, ГИАГ и т.п.). У городских властей тоже есть значительные рычаги влияния – генеральный план, зонинг и градостроительные условия и ограничения.

Отмечу, что разрешения на все объекты, заказчиком которых являются городские власти, будет в перспективе по поддержанному Верховной Радой законопроекту №5655 контролировать ГИАГ (Государственная инспекция архитектуры и градостроительства. – "ГОРДОН"). Так или иначе, именно от слаженной работы государственной власти и города зависит результат для сохранения культурного наследия.

Способны ли мы все вместе отвергнуть все, кроме интересов Старой Одессы, и создать план развития, который будет отвечать требованиям ЮНЕСКО?

Да, неконтролируемая застройка для исторического центра Одессы теперь будет еще более разрушительной для города, поскольку целый район получил статус памятника. И контроль со стороны профильных органов должен быть особенно придирчивым. Новое строительство или любые изменения в памятниках будут расцениваться как добровольное разрушение. Вероятнее всего, для управления попадающей под защиту территорией будет создан отдельный орган, частично подотчетный международному сообществу. Также нужно документально определить защитную зону.

Внесение исторического центра Одессы в перечень всемирного наследия действительно способно защитить хотя бы часть города. Не только от российских бомб и ракет, но и от хаоса в сфере строительного контроля. Необходимость предварительного согласования любого строительства, перепланировки инфраструктуры или изменений в защитной и буферной зонах с ЮНЕСКО усилит ответственность владельцев.

Но есть на пути к сохранению исторического ареала важное препятствие, на которое дает намек даже сама дефиниция претендующих на защиту ЮНЕСКО объектов: nominated property, то есть номинированная собственность. Каждый торговый центр со стеклянным фасадом или "реконструированный" дом кому-то принадлежит. То есть нужно потратить дополнительные время и средства на судебную тяжбу для приведения их в необходимое состояние. Поэтому время покажет, что горожане оставят собственным потомкам и миру как культурное наследие – уникальную архитектуру и исторические памятники или пластиковые балконы.

Источник: "ГОРДОН"