Задержание председателя Верховного Суда не ставит крест на судебной системе Украины. Наоборот, это знаковый шаг по очищению судебной власти
Волк в овечьей шкуре.
В судебной системе страны и у всех граждан, слышавших новость о задержании председателя Верховного Суда, сегодня шок.
Председатель Верховного Суда Всеволод Князев обоснованно подозревается САП и НАБУ в получении взятки в $2,7 млн по делу, связанному с разборками вокруг права собственности одного из крупнейших горнодобывающих бизнесов Ferrexpo, который контролирует предприниматель Константин Жеваго (акции Ferrexpo, кстати, продаются на лондонской фондовой бирже).
Трудно даже представить тот вред, который этот факт топ-коррупции наносит интересам общества и государства в истекающей кровью стране.
Что сейчас думают о коррумпированных судьях родственники погибших на войне против подлого агрессора?
Что думают ребята, уже 10-й месяц защищающие Бахмут?
Что об этом позорном факте думают наши иностранные партнеры, которые выделили уже более $100 млрд в поддержку Украины и готовятся передать нам сотни миллиардов конфискованных активов РФ на восстановление?
Какие сейчас ощущения у тысяч судей, честно выполняющих свою работу, которые получают только заработную плату? Кстати, достаточно высокую по сравнению с зарплатой простых госслужащих.
Подозрение в коррупции председателя Верховного Суда Всеволода Князева, который прошел все этапы тщательного отбора через "сита" ВККС, жернова общественного совета добродетели, не имел, кстати, никаких замечаний к имущественному состоянию от антикоррупционных институций и журналистов-расследователей, свободно владел английским языком и пользовался поддержкой наших западных партнеров, поднимает вопрос: так а каким должен быть отбор судей, чтобы они не брали взятки, а работали честно?
Для меня ответ давно понятен – не существует идеальной системы отбора, которая бы давала 100-процентную гарантию добродетели судей. Только в случае, когда судья, прокурор, правоохранитель, чиновник будет знать, что у него нет шансов избежать ответственности за взятку или другое существенное нарушение закона.
Именно 100-процентная неотвратимость наказания в сочетании с качественной, но не суперсложной системой отбора судей, которая есть сейчас, и справедливой оплатой их труда является залогом постепенного очищения судебной системы от судей-предателей!
Но даже перечисленные выше факторы не сработают без тотальной нетерпимости к коррупции в нашем обществе, которая в том числе реализуется и через показательное наказание тех, кто дает взятки.
Многие не знают или забывают, что вопрос взяточничества можно искоренить, только если будет гарантия того, что и тот, кто предлагает взятку, будет знать, что в 10 случаях из 10 тот, кому он предлагает взятку – сдаст его правоохранителям. Пока же случаи почти единичны, к сожалению.
Задержание председателя Всеволода Князева по подозрению в коррупции не ставит крест на судебной системе Украины. Вовсе нет. Есть тысячи честных судей, которые с гордостью исполняют свой долг по закону и призванию души. И их точно больше, чем тех, кто использует свой пост для собственного обогащения.
То же касается и украинской адвокатуры, только один из 60 тыс. представителей которой был вчера задержан по подозрению в посредничестве при передаче взятки.
Напротив, это большой, знаковый шаг по очищению как судебной власти, так и вообще всей системы юстиции. Сигнал для коррупционеров, которые еще остаются, к сожалению, в судебной системе и не только, что неприкосновенных не существует!
К тому же нужно как позитив отметить, что постепенно перестает существовать еще один постсовковый институт среди судей, который помогал недобропорядочным судьям заниматься коррупцией – я имею в виду "круговую поруку".
В деле председателя Верховного Суда Князева были добродетельные и смелые судьи, которые давали НАБУ и САП разрешения на проведение негласных следственных действий, на обыски, на задержание.
Уверен, что будущее дальнейших изменений в судебной системе Украины это:
1. Гарантированное, 100-процентное наказание как коррумпированных судей, так и тех, кто предлагает судьям взятки (кстати, интересно, какая статистика – сколько было фактов обращения судей к Высшему совету правосудия или правоохранительным органам о том, что им кто-то предложил взятки, а они сразу сообщили об этом ВСП или правоохранителям (предполагаю, что мизерная).
2. Также будущее уголовного процесса – это изменение процедур, ускоряющих рассмотрение уголовных дел, не давая процессуальными методами затягивать такие дела на шесть – восемь лет, дотягивая вплоть до истечения сроков давности по совершенному преступлению и предоставляя таким образом коррупционерам надежду на избежание ответственности.
3. Возможно, парламенту после изучения европейского опыта нужно вернуться к вопросу законодательного урегулирования провокации взятки, которая сегодня запрещена законом как провокация.
4. Но самая главная и сложная задача государства и общества – воспитание и пропаганда среди граждан нулевой толерантности к коррупции. На это уйдут десятилетия.
P.S. Парадокс ситуации с подозрением во взяточничестве председателя Верховного Суда в том, что, как мне говорят юристы, знакомые с историей вопроса судебного дела №910/15551/20 (кому интересно – найдете его по этому номеру в Едином государственном реестре), что взяточник заносил деньги за законное, справедливое решение в свою пользу, потому что, как заказчик решения, не верил в то, что Большая палата суда может вынести такое решение бесплатно.
Источник: Антон Геращенко / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора