Запрет "Мемориалов" означает, что российская власть пытается строить Россию на замалчивании правды и крови миллионов жертв коммунистической власти
История СССР и других стран с тоталитарным и авторитарным режимом правления свидетельствует, что тяжкие преступления может совершить не только оккупант или агрессор, но и власть своей страны. Российская и международная организация "Мемориал", деятельность которой запретил российский суд, возвращает жителям всего бывшего СССР память о жертвах коммунистической власти. И напоминает о преступлениях, которые никогда не должны повториться.
Чтобы залечить болезненные раны прошлого и во избежание новых страданий, есть надежный рецепт.
Во-первых, граждане должны иметь безоговорочное право знать всю правду о прошлом своей страны и о преступлениях против своих сограждан. И государственная власть должна способствовать этому праву, а не мешать ему.
Во-вторых, все тяжкие преступления должны быть документированы и расследованы органами правопорядка. Виновные должны понести ответственность, если не физическую, то историческую. А прощение бывает полным только при условии, когда мы точно знаем, что именно прощаем. В этом смысл расследования преступления депортации крымских татар, которое начала прокуратура АР Крым.
В-третьих, жертвы преступлений и их близкие должны получить право на моральную сатисфакцию и репарацию имущества, которого их лишили неправовым способом, и другие компенсации за причиненный ущерб. Все имущественные права, которые могут быть восстановлены, должны быть восстановлены. А жертвы и их страдания должны получить право быть услышанными. Это одно из важных условий примирения.
Четвертой составляющей рецепта является реформа и создание таких институтов, государственных и гражданских, которые делают невозможным появление новой преступной власти. В этом важная роль органов правосудия, которые должны выявлять, преследовать и нейтрализовать любые незаконные действия. Чтобы эта деятельность была успешной, доверие общества к правосудию должно быть бесспорным.
Пятая составляющая – это люстрация всех причастных к противоправной деятельности режима. Государственная и политическая система таким образом очищается от пагубных традиций и искаженных стандартов, когда бесчеловечное обращение и преступления являются нормой работы, а не наказуемым деянием. Особенно это должно касаться правоохранительных и безопасностных учреждений.
Расследование и справедливый суд прошлых преступлений, если они совершаются, – это памятники не хуже бронзовых. Ведь это памятники не сомнительным героям, а событиям, которые никогда не должны повториться. Эти памятники предстают в наших душах и умах. Памятники в душах ценнее каменных фигур на площадях. Они мешают тоталитарным и авторитарным лидерам найти исполнителей для своих бесноватых замыслов, мешают получить молчаливое согласие большинства. Так, преступления тоталитаризма совершались по указанию политической верхушки СССР. Однако десятки тысяч "обычных граждан" были их непосредственными исполнителями. Без рядовых исполнителей невозможна ни одна преступная власть.
Решение российского суда о запрете "Мемориалов" должно напоминать нам, украинцам, что каждый неправовой поступок органов правопорядка и судопроизводства подрывает доверие ко всей правоохранительной системе и лишает нас нормального, мирного будущего, создавая непрерывный круг ошибок и преступлений.
Решение суда о запрете деятельности "Мемориалов" – неправовое по своей сути, опасное с точки зрения будущего. Ведь это решение – знак того, что действующая российская власть пытается строить Россию на замалчивании правды, на фундаменте из костей и крови миллионов жертв преступной коммунистической власти. Следовательно, прошлое будет повторяться. Это прямая угроза мирному будущему Украины и остальным соседям России, и это прямая угроза для будущего всех российских граждан.
Впереди у Украины – восстановление мира и доверия на территориях, которые сейчас временно находятся под оккупацией. У нас уже возникли и наверняка еще возникнут многочисленные общества для содействия расследованию преступлений, совершенных во время вооруженного конфликта. К счастью, мы стараемся сформировать доверие между общественными объединениями и государством. Один из примеров – создание виртуального музея агрессии России как пример синергии многочисленных общественных организаций, Института национальной памяти, правоохранителей и других лиц в процессе документирования оккупации Крыма. Украинская власть должна будет сделать все возможное для установления и беспристрастной правовой оценки всех тяжких преступлений в ходе войны и оккупации, чтобы защитить права всех жертв этого конфликта. Это одно из обязательных условий для восстановления крепкого и искреннего мира на нашей земле.
В исследовании истории вооруженных конфликтов наибольшим доверием населения пользуется информация негосударственных организаций. Поэтому для государства важна кооперация с неправительственными организациями, а не уничтожение их по примеру России. Могу сказать, что с 2016 года мы внедрили постоянное сотрудничество прокуратуры АР Крым с общественными правозащитными организациями по установлению всех военных преступлений и преступлений против человечности на территории оккупированного Крыма. Далее эта практика была продолжена и в отношении временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей Украины. Уникальный опыт взаимодействия негосударственных организаций и власти в вопросах памяти о войне – это то, что отличает Украину от России и дает нам надежду на примирение и на то, чтобы остаться государством с человеческим лицом и душой. Это доверие важно ценить и сохранять.
Источник: "Крым.Реалии"