Советский Союз мог развалиться кроваво, но в 90-е Москва инициировала мирные переговоры. Путин же разрушил этот процесс на территории бывшего СССР
Владимир Путин уничтожил все, что было сделано в 90-е и в начале нулевых в области строительства гражданского общества в России, обнулил не только ее конституцию, но и положение в мире. Но на фоне развязанной Кремлем год назад войны меркнет еще одно путинское "достижение" – разрушение мирного процесса на территории бывшего СССР.
Советский Союз мог развалиться тяжело и кроваво. Так все и пошло поначалу: Приднестровье, война Грузии с Южной Осетией и Абхазией, карабахский конфликт, гражданская война в Таджикистане. Это только открытые конфликты, а сколько было тягостных ожиданий от возможного появления новых горячих точек…
Но в 90-е у власти в России были совсем другие люди, и все это тяжелое десятилетие Москва была инициатором мирных переговоров на территории бывшего СССР (очень жаль, что этой мудрости тогда не хватило для Чечни). В итоге к концу 90-х годов горячие точки стали тлеющими. Расчет был прост: пройдут годы, обиды начнут забываться, и человеческие отношения, построенные на экономическом сотрудничестве, вытеснят националистические амбиции.
Путин приступил к разрушению этого мирного процесса, как только придавил под себя страну. Кремль бесцеремонно влез в украинские выборы 2004 года. В 2008 году Россия признала Абхазию и Южную Осетию, поставив крест на мирном урегулировании этого вопроса с Грузией. Дальше – больше: аннексированный Крым, инициация "ДНР" и "ЛНР", русско-украинская война, начавшаяся в 2014-м. Путин создал предпосылки для гражданской войны в Беларуси, поддержав Лукашенко, пытался влезть в Казахстан.
Взорвался карабахский конфликт: сначала войной 2020 года, теперь – блокадой Лачинского коридора. На очереди Приднестровье и Молдова, не зря Лавров уже называет эту страну "новой Украиной". Параноики, выступающие на российском телевидении, регулярно поминают территориальные претензии к странам Балтии и необходимость коридора до Калининграда...
Напоминает Югославию начала 90-х, только с поправкой на размеры страны и наличие ядерного оружия. И всем теперь очевидно – были бы ресурсы и силы, уже бы бомбили.
А потому нужно, чтобы сил у России не осталось.
Источник: Leonid Nevzlin / Telegram