"Последний адрес" – антитоталитарный проект, который провозглашает право человека на жизнь
27 июня в Чехии открылись первые таблички проекта "Последний адрес", который стремится увековечить жертв политических репрессий советского режима, пишет в своем блоге на сайте "ГОРДОН" российский журналист Сергей Пархоменко.
27 июня в Чехии открыли первые мемориальные таблички проекта "Последний адрес" – народного мемориала жертв политических репрессий советского тоталитарного режима. Впрочем, именно теперь, после того, как "Последний адрес" заработал за пределами бывшего СССР, становится понятно, что миссия его выходит далеко за пределы постсоветского пространства.
История чешского "Последнего адреса" началась не вчера. Впервые разговор об этом зашел почти два года назад: осенью 2015 года я приезжал в Прагу по приглашению известной правозащитной исследовательской группы Gulag.cz и чешского "Мемориала". Они пригласили меня выступить и рассказать о "Последнем адресе".
Тогда я говорил об этом в совершенно предположительном смысле: может быть, когда-нибудь в Чехии тоже найдется кто-то, кто захочет этим заниматься и создаст местную организацию. Казалось, все это очень сложно и очень далеко, но прошло меньше двух лет – и такая организация действительно создана.
Открыт сайт posledniadresa.cz, создана группа, в которой работают люди из этого же Gulag.cz при поддержке нескольких уважаемых чешских общественных организаций, в частности – Института исследования тоталитарных режимов, который занимается в Чехии проблемами национальной памяти.
Они готовили открытие "Последнего адреса" в Чехии, они нашли и собрали первую группу имен репрессированных, провели исследование в архивах, провели переговоры с владельцами и жителями домов, начали дальнейших сбор заявок от тех, кто хотел бы предложить другие имена, адреса.
Так же, как и в Украине, это самостоятельный, но дружественный проект. Он развивается в контакте и при содействии российского "Последнего адреса", у нас есть подписанные соглашения о сотрудничестве, мы передали им право на использование дизайна мемориальных знаков – они точно такие же, как в России и Украине, только на чешском языке.
В первый день открыли первые четыре адреса, теперь работа продолжается. Я думаю, что еще до конца этого года будет пять–восемь новых адресов. Уже определился следующий пакет имен, с которым наши друзья в Праге сейчас работают, собирают архивные документы.
В Чехии проект восприняли очень доброжелательно. Он поддерживается их авторитетными организациями – Gulag.cz и Институтом исследования тоталитарных режимов. Видно, что там к этому проекту отнеслись очень хорошо.
Для чешского "Последнего адреса" был очень важный момент, когда принималось ключевое решение: о каких репрессированных в точности должна идти речь в этом проекте. Первоначальная идея заключалась в том, что раз это российский проект, нужно найти истории советских граждан – или, может быть, граждан российского происхождения, эмигрантов из России и СССР, – репрессированных на территории Чехословакии, в частности, оккупационной советской администрацией, которая действовала там с 1945 года.
Однако прошло время и было решено, что необходим более широкий подход. И все те четыре человека, имена которых оказались на табличках, установленных 27 июня, – это чехи. Это чешские граждане, репрессированные чешскими спецслужбами в конце 1940-х и начале 1950-х годов. Мы исходили из той философской идеи, что тоталитарные режимы везде одинаковые.
"Последний адрес" – это проект антитоталитарный, он в целом провозглашает право человека на жизнь и противостояние тоталитарным стремлениям государств. Не важно, советского или в данном случае чешского. Думаю, что так будет и дальше, мы будем отстаивать именно вот такую концепцию. Она кажется мне очень справедливой и исторически правильной.
Планы по открытию проекта в новых странах все больше расширяются. Появление "Последнего адреса" в Украине и Чехии очень этому способствовало, в последнее время мы стали получать много писем и предложений. Сегодня есть такие предложения из Польши, Молдовы, Германии, Латвии и Беларуси. Это первая группа стран, с которой сейчас ведется работа. Думаю, все будет развиваться достаточно быстро, и мне кажется, что скоро мы увидим развитие проекта в Польше и Молдове.
В Украине новые таблички за последние полтора месяца не появились, но в разных городах ведется работа. Идет подготовка, переговоры с домами. Насколько я знаю, речь идет об адресах в Одессе, Харькове, Херсоне и Виннице. И я думаю, что до конца этого года будут еще таблички в Украине. Я буду очень рад поехать в Украину на эти церемонии и своими глазами наконец посмотреть, как это происходит. По личным причинам мне не удалось приехать в Украину в начале мая, когда устанавливали первые знаки, но я надеюсь, что скоро это наверстаю.
Источник: "ГОРДОН"