Чем сильнее будет контроль на границе с анклавом Московии, тем выше шансы вернуть Приднестровье под контроль Молдовы G

Стерненко: Мы становимся свидетелями интересных событий, за которыми не всегда даже можем уследить
Фото: Сергій Стерненко / Facebook

Геополитическое значение Приднестровья сегодня постепенно нивелируется, а Кремль, понимая невыгодность и бессмысленность дальнейшего содержания ПМР, все активнее пытается продвигать идею присоединения квазиреспублики не к Молдове, а наоборот – к Украине, пишет общественный активист Сергей Стерненко.

Мы становимся свидетелями интересных событий, за которыми не всегда даже успеваем следить. В последние дни становится актуальным вопрос Приднестровья, и мы можем видеть лишь публичные мероприятия, которые проводятся в этом направлении, но я уверен – тектонические сдвиги начались и уже скоро мы будем созерцать их фактические результаты.

Приднестровье, а точнее непризнанная "Приднестровская Молдавская Республика" – искусственное квазигосударственное образование, возникшее в 90-х годах из-за гибридной агрессии России на территории Республики Молдова. Полностью контролируется со стороны РФ и на ее территории расположен военный российский контингент общей численностью до пяти тысяч человек.

Сила не такая уж и серьезная, но фактор, с которым необходимо считаться. Не стоит забывать и о том, что это искусственное образование является базой подготовки диверсионных групп. Из примеров – несколько терактов и диверсий, совершенных в 2015–2016 годах в Одессе непосредственно лицами, прибывшими из Тирасполя. Их инструктором был боевик Боцман, который расстреливал майдановцев 2 мая 2014-го. Одновременно ПМР является не контролируемым ни Украиной, ни Молдовой образованием, куда часто убегают от правосудия.

В 2006 году в ПМР прошел референдум, в результате которого за присоединение к России проголосовали 97,2% избирателей (ничего не напоминает?), но официально "республика" так и не стала частью РФ. По факту сегодня ПМР хоть как-то существует благодаря контрабанде из Украины и полулегальному товарообороту. И только благодаря этому.

На днях Петр Порошенко встретился с премьером Молдовы Павлом Филипом на пункте пропуска "Кучурган", где отныне будет работать таможенный контроль не только Украины, но еще и Молдавской Республики. Это лишь маленькая часть мер, предпринимаемых сегодня для урегулирования приднестровской проблемы, и главное еще впереди. К слову, как раз в момент написания этой статьи парламент Молдовы принимает резолюцию о выводе российских войск из ПМР.

Самопровозглашенные вожди ПМР и РФ тут же отреагировали истерическими заявлениями о "геноциде Приднестровья" и эскалации отношений, хотя по факту это лишь попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Что это значит? Теперь (как и должно было быть давно) таможенные сборы за перемещение товаров будет получать и Молдова, а это серьезный удар по приднестровскому импорту и дополнительный рычаг контроля. Чем сильнее он будет на границе с этим анклавом Московии, тем выше шансы вернуть территории под контроль властей Кишинева.

Ситуацию существенно может улучшить еще дополнительное введение пограничного контингента Госпогранслужбы Украины с усиленным режимом несения службы с целью перекрытия потоков контрабанды как в "республику", так и из ПМР, но тогда недовольных станет больше с обеих сторон границы и придется буквально сажать часть руководства приграничных районов наших областей, поскольку они на этой контрабанде увеличивают свое состояние, и незаконное перемещение товаров является едва ли не основным источником дохода для многих. Но однозначно бить нужно не по жителям ПМР, а по руководству "республики" и его российским покровителям.

Установка таможни Молдовы при въезде в ПМР – это своеобразная политическая пощечина ее руководству, демонстрация их ничтожности и нелегитимности. До этого Украина уже закрыла транзит грузов в ПМР, а совместные заявления руководства и Украины, и Молдовы говорят однозначно об одном – в России будут забирать эту взрывоопасную зону влияния и источник локальной дестабилизации и агрессии.

Автомобили с номерами несуществующей страны также являются проблемой, требующей решения. Можете ли вы представить, что, посещая Молдову или Польшу, увидите авто с номерами "ДНР"? Звучит абсурдно, правда? А вот по Украине, а больше всего – в Одесской области, авто с номерами ПМР – не редкость. Ездят они на полузаконных основаниях, и Украине следовало бы запретить использование на нашей территории непонятных номерных знаков и дать возможность владельцам таких авто вывезти их в течение, например, одного месяца. После этой даты – изъятие и штрафплощадки с возможным отчуждением в пользу государства.

В свою очередь, Молдове одновременно следовало бы ввести упрощенную, льготную процедуру перерегистрации владельцев таких транспортных средств по ее законам и правилам. Нужно действовать комплексно, применяя, с одной стороны, меры принуждения, а с другой – поощрение.

Геополитическое значение Приднестровья сегодня постепенно нивелируется, а Кремль, понимая невыгодность и бессмысленность дальнейшего содержания ПМР, все активнее пытается продвигать идею присоединения квазиреспублики не к Молдове, а наоборот – к Украине. Но это длинная и отдельная тема, и я убежден, что этот план провалится.

Украина же должна применить весь возможный спектр дипломатическо-правовых инструментов для установки молдавского контроля на оккупированных территориях. В первую очередь, это нужно даже не столько Молдове, сколько нам – мы увеличиваем свое геополитическое влияние, поощряем нового союзника и убираем со своей стороны опасный кусок отголоска российских имперских амбиций, который постоянно представляет угрозу нашей национальной безопасности.

Мы имеем все возможности сделать это и одновременно ослабить нашего врага – Московию. Карфаген должен быть уничтожен, и для этого нужно использовать все возможности. Потому что пока существует имперская Москва – Украина под постоянной угрозой и в опасности. Надеюсь, карта патриотизма, которую сейчас перед выборами разыгрывает БПП и НФ, совпадет с извлечением "карты приднестровской".

Хочется верить.

Источник: "ГОРДОН"