Посаженный за решетку сепаратист гарантированно будет иметь меньше проблем со здоровьем, чем на воле
Приговор городского суда Черноморска, по которому оправдали пророссийских участников событий 2 мая 2014 года, создает прецедент и дает сигнал: "Смотрите, можно звать Россию, убивать патриотов, и тебе за это ничего не будет", – пишет одесский активист Сергей Стерненко.
Уже вся Украина знает, как 18 сентября суд оправдал и выпустил на свободу всех подсудимых по делу о событиях 2 мая в Одессе на Греческой площади. Но убеждаюсь, что мало кто знает детали этого важного дела. Дела относительно событий, которые спасли Одессу от развязывания войны. Без преувеличения, судьба Украины решалась именно здесь. И все, что касается темы 2 мая 2014 года, – чрезвычайно важные и серьезные вещи.
Ряд столкновений, дубинки, слезоточивый газ, баррикады и шквал негодования от всей страны. Как это было под судом после зачтения приговора – на видео.
Все это произошло после того, как пророссийские экстремисты и два россиянина получили оправдательные приговоры и были отпущены прямо из зала суда. Под самим судом их уже ждал российский консул.
Попробую рассказать о причинах и следствиях.
Итак, в тот день группа пророссийских и россиян напала на шествие за единство Украины в центре города. Позже был эпизод-2 с Домом профсоюзов, но мы говорим сейчас про первую часть. Именно на Греческой был задержан непосредственный организатор, руководитель банды "Одесская дружина", сын генерала МВД Сергей Долженков. По указанному эпизоду на скамье подсудимых оказался 21 человек, позже один сбежал в Россию, а второй стал свидетелем, осталось 19. Хотя задержано было более 100 человек. Среди них также и Евгений Мефедов, гражданин РФ, боевик, имевший в регионе роль эдакого Моторолы.
Почему же судьи оправдали всех подсудимых? Неужели судьи такие плохие?
На самом деле к суду во всей ситуации вопросов как раз меньше всего. Потому что при вынесении решения судьи изучают материалы, которые предоставляет обвинение. А вот здесь и начинается самое интересное.
Никаких доказательств вины подсудимых не предоставлено. А часть суд признал недопустимыми, поскольку они были получены с нарушением процедуры. Это не означает, что вины нет, это значит, что никто и не пытался ее доказывать, ибо такая задача даже не стояла.
Процессуальное руководство в производстве осуществляла ГПУ, следствием занималась она же совместно с прокурорами Одесской области и следователями от МВД. В 160 томов макулатуры они вложили все, кроме доказательной базы. Чтобы исправить ситуацию, мы в Одессе совместно с представителями "Группы 2 мая" приходили под облпрокуратуру с протестом. Возглавлял ее тогда Сакварелидзе, но к нам он не вышел. Появился его заместитель, а ныне уже прокурор области Жученко. Была создана рабочая группа из представителей общественности, "Группы 2 мая" и следователей. Еженедельно собирались и общались в рамках, которые позволяет закон. Было предоставлено много материалов, много конструктивных советов от экспертной "Группы 2 мая".
Обращали и внимание Юрия Луценко на эту проблему. Результата – ноль.
Тем временем суды по очереди пытались освободить из-под стражи ключевых фигурантов, отпуская их под домашний арест. Были протесты, доходило до блокировок и столкновений. Их закрывали вновь. Но выводов никто не делал, и в производстве никто ничего не менял.
В июне 2016-го мы начали продвигать идею, что подсудимых нужно обменять. Желательно на Карпюка и Клиха. Подавались обращения от нескольких нардепов на имя председателя СБУ, МИД, Ирины Геращенко и к президенту. В ответ – лишь отписки, отмазки. Никому это не интересно. А вот в момент написания статьи узнаю, что россияне предлагали обмен, но Украина отказалась. Будто это не по Минским соглашениям, потому что они гражданские, не такие как надо и тому подобное. Хотя обмен был бы самым удачным вариантом в этой ситуации, когда посадить их никто не собирался, а так хоть освободили бы кого-то из плена. Но нет.
Почему следствие проявило себя так? Почему не собрало доказательств, чтобы наказать виновных?
Я склоняюсь к версии, что такие задачи просто не стояли. Не было политической воли, желания и необходимости. И это касается не только эпизода боев в самом центре, но и всего производства. 2 мая 2014 года террористы стреляли по нам из-за щитов беркутовцев. Уже 3 мая все место событий было аккуратно убрано коммунальщиками, что уничтожило значительную часть доказательств. На следующий день, 4 мая, тот же "Беркут" сдал управления МВД города, добровольно и под аплодисменты сложил перед сепаратистами щиты. За это из МВД уволили аж 0 сотрудников. Так же никто не привлечен к ответственности из офицерского состава милиции, а полковнику Фучеджи дали свободно уехать в Приднестровье. Оттуда – в Россию. Сейчас он с новым российским паспортом стал рупором пропаганды, хотя мог бы и у нас быть при должности с таким отношением правоохранителей к работе.
Суд при вынесении приговора опирался на доказательства, предоставленные прокуратурой и адвокатами. Со стороны обвинения был свидетель Посмиченко, который до этого был подсудимым, и суд признал его показания такими, которые не являются надлежащими. Также был свидетель экс-милиционер Тошматов, который просто подтвердил, что видел в тот день Долженкова, но не назвал, что именно тот делал, то есть на его вину почему-то не указал. В противовес сторона защиты допросила пророссийского фотографа Лесика, который заявил, что антимайдановцы были в одних тапочках, шортах и не представляли угрозы. Что касается майдановцев, он заявил, что те были экипированы, готовы к схватке, – вооруженные фашисты, которые хотели убивать мирных антимайдановцев.
Это и легло в основу приговора. Также коллегия приняла во внимание выводы ООН, ОБСЕ и других международных организаций. Кратко они звучат в унисон российской пропаганде. Возмущение тем, что не судят майдановцев, боевики названы "сторонниками федерализации" – дискурс четко указывает на то, что Украина в этом деле проявила полную беззубость на международной арене, отдав инициативу России. А теперь еще и закрепила это юридически. Не удивлюсь даже, если эти ангелы в колорадских одеждах отсудят еще компенсации себе. Потому что с таким следствием есть все основания для этого.
Приговор, по которому террористы оправданы, создает прецедент и определенный сигнал другим: смотрите, можно звать Россию, убивать патриотов, и тебе за это ничего не будет.
Государство само себя надуло. И мало кого из присутствующих в суде удивило такое решение. Оно было предсказуемо. Тем не менее вспыхнули конфликты с полицией и Нацгвардией. А в это время в самом суде СБУ задержала ключевых фигурантов – Мефедова и Долженкова. По статье 110 Уголовного кодекса Украины (посягательство на территориальную целостность). Но не за 2 мая, а за март того же года, когда боевики делали встречу в Николаеве вместе с местными сепаратистами.
Более года назад я писал об этой их поездке. Определил, кто есть кто из лиц в балаклавах, указал на потенциальных свидетелей, требовал СБУ начать следствие. Но тогда это мало кого интересовало. А вот в день оправдания они сообщают двум террористам о подозрении по этому делу. И ночью, с 00.00 до 6.00, 19 сентября 2017 года им избрали меру пресечения сроком на 60 суток. Уверен, по делу, сделанному еще менее качественно, чем "дело 2 мая".
После оправдания в суде одному из отпущенных на свободу сепаратистов в тот же вечер неизвестные пробили голову и сломали ребра. Еще один поклонник России под судом, где избирали меру пресечения Долженкову и Мефедову, получил на орехи, после того как начал звать террористов братьями, за которых он болеет. Всего за день пострадало около 35 правоохранителей, если верить данным полиции.
Уровень доверия к правоохранительной системе критически низкий. И с каждым днем падает все ниже. Тем самым наталкивая граждан на вещи, которых быть не должно. Например, посаженный за решетку сепаратист гарантированно будет иметь меньше проблем со здоровьем, чем на воле.
Но что делать с прокуратурой, с полицией и всеми этими важными шишками, от которых нет никакой пользы, а только вред?
Просто вспомните, что на дворе сейчас конец 2017 года. Это означает, что скоро четвертая годовщина, как РФ развязала войну против нас, оккупировала наши территории, убила больше 10 тысяч украинцев. А мы оправдываем ее верных боевиков, пытавшихся превратить Одессу в зону открытых боевых действий. И за такие вопиющие факты провала следствия никто не несет ответственности.
Куда мы придем с таким отношением к сверхважным делам, делам международного значения?
Мне неприятно это говорить. Но мне стыдно за это государство.
Источник: site.ua
Опубликовано с личного разрешения автора