Режиссер Боднарчук: На концерт Киркорова я попал "зайцем" и ни за что бы не поверил, что сам буду ставить ему шоу
Украинский режиссер Олег Боднарчук рассказал в интервью изданию "Бульвар Гордона" о "взятке" при поступлении в вуз, о том, зачем вернулся в Украину из США, почему покинул должность креативного продюсера "Евровидения 2017" в процессе подготовки конкурса, отчего выступает против запрета российских соцсетей и считает, что квоты на украинский язык приведут к падению рейтингов телеканалов.
Олег Боднарчук – "человек кулис”. Он ставил номера на шоу перевоплощений "Як дві каплі", был режиссером проекта "ШоумаSтгоуон" и российской премии "МУЗ-ТВ". Алла Пугачева пригласила его работать над "Рождественскими встречами". Сейчас Боднарчук – продюсер певца ALEKSEEV. Засиживаться на одном месте не любит: ни успешный дебют в качестве постановщика в шоу America's got talent в Лос-Анджелесе, ни удачное продюсирование юбилейного шоу "Голос страны" не заставило его продолжать работу в этих проектах. Логичной кульминацией его достижений стало назначение на пост креативного продюсера “Евровидения”, но тут уже сотрудничество прекратили с ним организаторы. Почему это произошло, из-за чего не пригласили на “Евровидение” Миллу Йовович и как можно было не допустить скандала с пранкером, обнаживимся во время выступления Джамалы, Боднарчук рассказал в эксклюзивном интервью "Бульвару Гордона".
Не осталось ни одной книги моего профиля в библиотеке Вернадского, которую я бы не изучил и не переосмыслил
– Олег, вы из семьи рабочих, откуда возникла идея стать режиссером?
– Вы меня в тупик поставили своим вопросом, я и сам не знаю, откуда возникла такая тяга, ведь все было против. Я из провинциального местечка Городок в Хмельницкой области. Это было своего рода маленькое общество, где все должно быть как у всех, и эта жизнь “как у всех” нивелирует индивидуальность, уничтожает личность. Творческому человеку трудно выжить в таких обстоятельствах. Мне повезло, что моя мама обладает протестным характером, и мне это качество передалось.
А творчеством я начал заниматься еще в школе. Участвовал в КВН в качестве капитана команды, меня начали замечать, хвалить. Я решил продолжать в этом направлении, хотя чувствовал в себе большие способности к юриспруденции, даже участвовал во всевозможных олимпиадах по праву. Моя преподавательница усиленно готовила меня к поступлению на юридический факультет. А я в 11 классе пришел и “обрадовал” ее, что буду поступать на режиссерский!
– Семья не отговаривала вас от этого выбора?
– Мама сразу сказала, что везет меня в Киев для поступления в институт культуры лишь для того, чтобы в будущем не было упреков, что они с отцом не дали мне шанс. Родители особо не верили в мой успех. И вот каким-то чудом меня по дополнительным спискам взяли на бюджет. Мы счастливые возвращаемся обратно в Городок, мама уже всему поезду рассказывает, что мы поступили. Но дома нам перезванивают и говорят, что нет, кого-то уже взяли на мое место. Мама расплакалась прямо в трубку, тогда ей полушутя предложили привезти пылесос. Вот благодаря этому техническому приспособлению я и поступил.
– И как вам, тогда еще мальчику из провинции, удалось достичь высот?
– Я помню переломный момент, когда уже после завершения института работал в детской школе искусств на Троещине. Приезжаю на поезде в свой город, и тут звонит коллега с предложением срочно написать сценарий для одного из проектов Михаила Поплавского (ректор Национального университета культуры и искусств. – “Бульвар Гордона“). Я сразу понял, что это мой долгожданный шанс! Поймите, вырваться из окружения, где ничто никому не светит куда-то туда повыше – это тогда было невероятно сложно. И вот я вышел из поезда, меня встречают родители, а я, даже не заезжая домой, отправляюсь обратно в Киев. Михаилу Поплавскому понравилась моя работа и он предложил должность преподавателя. В университете один педагог сказал мне, что если к 30 ничего не добился, значит, ничего и не получится больше. Я так близко принял эти слова к сердцу, что начал отсчет и говорил себе: “Ну вот, мне 25 лет, и я только преподаю, мне 26 и я все еще преподаю…” и так до 29 лет. И именно в этом возрасте произошел прорыв! Я стал одним из постановщиков “Фабрики звезд 3”, где главным режиссером была Елена Коляденко. Я много чему научился у нее за время совместной работы. И с тех пор мои номера стали показывать по телевидению, а тогда это был единственный способ заявить о себе.
– Вы были преподавателем Университета культуры и искусств. Среди студентов ходят легенды, что вы перечитали все профильные книги в библиотеке Вернадского...
– Мне стыдно было приходить на лекции к студентам, не имея практического опыта. И чтобы хоть как-то соответствовать званию педагога, я решил рассказывать о том, что делали другие. Поэтому, действительно, не осталось ни одной книги моего профиля в библиотеке Вернадского, которую я бы не изучил и не переосмыслил. Еще во времена моего студенчества я посещал все концерты во Дворце искусств "Украина". Из-за отсутствия денег придумывал разнообразные способы, как попасть туда бесплатно. Я знал наизусть всех невнимательных или просто добрых контролерш. Например, подошел к той, которая обычно добрая, а у нее сегодня плохое настроение – пройти не получилось. Тогда подошел к той, которая зачастую невнимательно смотрит на билет... И вот так с просроченными билетами я попадал на концерты. Даже садился в первый ряд, который из-за высоких цен часто оставался пустым. А потом и друзей стал водить таким способом. Но я это делал, потому что у меня был страшный голод к профессии – я хотел увидеть все! Кстати, “зайцем” я впервые попал на концерт Филиппа Киркорова. В тот момент ни за что бы не поверил, что через несколько лет и сам буду ставить ему шоу.
– Сомнения в выбранном пути когда-нибудь были?
– Я просто верил и делал все, что от меня зависит. Даже сейчас множество молодых людей, окончив университет, не знают, с чего начинать. Хотя шоу-индустрия стала более открытой, производители заинтересованы в молодежи, потому что это энтузиазм, свежесть взглядов, да и платить можно меньше. А тогда это был закрытый элитарный клуб производителей популярных телешоу, куда практически невозможно было попасть.
– Как вы не боялись уходить из успешных проектов?
– А разве это неоправданно? Я, знаете, такой наладчик производства и не люблю паразитировать на том, что спокойно и без меня будет работать. Например, есть команда, которая осталась на “Голосе страны” после меня. Да, я смог поднять в два раза долю телесмотрения этого проекта. Но мне все время хочется создавать что-то новое, пробовать себя, быть первопроходцем, рисковать, брать ответственность и побеждать. Я мог бы еще работать три сезона на “Голосе страны”, но за это время я уже успел намного больше: артист ALEKSEEV, его 15 музыкальных премий за год и большой тур по Украине, премия M1 Music Awards, юмористическое шоу “Вар'яти” с Сергеем Притулой, большой концерт-бенефис Руслана Квинты… В ближайших планах реализация новых зрелищных проектов.
Твои успехи за рубежом в Украине воспринимают как ордена на груди
– Как вы относитесь к квотам на увеличение процента украинского языка на телевидении?
– Это приведет к тому, что люди уйдут в интернет. Так случилось с радио. Мои знакомые уже обзавелись флешками в машинах с закачанной музыкой, потому что слушать радио стало очень трудно. Ведь, поймите, никто не против украинского языка и качественной украинской музыки. Я обожаю дублированные фильмы в кинотеатрах на украинском языке. Но вследствие того, что квоты заполняются зачастую второсортным продуктом за неимением качественного в нужном количестве, радиорынок падает. Так же упадет и рейтинг телевидения. Ведь прогрессивная молодежь отдаст предпочтение интернету. Там есть право выбора и свобода распоряжаться своим временем. Есть же хорошее украинское слово “заохочувати”, вот я за это и против навязывания и запретов. Хотите развивать украинскую культуру? Предоставьте лучше артистам льготы на концертные площадки и сделайте для них налоги меньше. Запрет – это неграмотная политика.
– Собираетесь увеличивать количество украиноязычных песен в репертуаре ALEKSEEV?
– Язык для красивой песни не важен. Но, понимаете, если бы мы ориентировались только на украинский рынок, то я просто не знаю, как бы выжили. Продюсер Джамалы Игорь Тарнапольский недавно критично высказался об украинском шоу-бизнесе как о деле, на котором можно зарабатывать деньги. А ведь Джа сейчас – певица номер один. Если даже он говорит об элементарном выживании, то что сказать о начинающих артистах?
– Я была на концерте ALEKSEEV в Октябрьском дворце, зал был переполнен…
– А вы же видели, что было на сцене? Live-шоу с оркестром, масштабное световое оформление. Это стоит дороже, чем собранные суммы от продажи билетов. А по городам Украины нам вообще приходится ездить минимальным составом.
– Вы в одном из интервью сказали, что вас быстрее признали за рубежом, чем в родной стране?
– Да, был проект на “Новом канале”, который провалился. И обвинили меня, хотя до этого прошли две суперуспешные “Фабрики звезд” c моим участием. Меня оттуда "попросили". И в этот момент, в 2011 году, мне пришло предложение из России. Я уехал туда и реализовал очень много грандиозных проектов, вернулся в Украину практически легендой. Затем была Америка и работа в телешоу Аmerica’s got talent. Твои успехи за рубежом в Украине воспринимают как ордена на груди.
Граждан Украины тяжело сделать богатыми, для этого нужно работать. Проще сыграть на теме патриотизма
– И как вы решились от всего этого отказаться, зачем вернулись?
– Когда приехал в Лос-Анджелес, я сразу почувствовал себя там гостем, ведь меня ничего не связывало ни с этой землей, ни с этими людьми. Даже в России, когда я делал “Танцы со звездами” в 2012 году, меня вызвал руководитель канала и предлагал подарить квартиру в Москве, чтобы я остался там работать, но я вернулся в Украину. Понимаете, для меня важно состояться прежде всего у себя на Родине. Я точно знаю, что если мою работу признают здесь, то во мне появится заинтересованность везде. В нашей стране очень высокая конкуренция среди творческих людей. Я считаю, что вообще наша национальная идея в том, что Украина – настоящая горница талантов. Здесь нужно школы строить для одаренных детей, которых у нас больше, чем где-либо, и развивать центр мирового креатива! Вот Onuka выступила на “Евровидении” и стала очень востребована в Европе. Чтобы бриллиант засиял, на него надо направить много лучей света.
– Вы можете объяснить, почему творческие люди в сложной политической ситуации иногда не могут просто промолчать и говорят провокационные вещи, как, например, Иван Дорн, Ксения Собчак или Лолита?
– Я не верю никаким источникам, они все подают информацию под определенным углом зрения. Знаете, творческий человек, если он не чей-то проект, то он ведь личность, индивидуальность. Он осознает, в какой среде существует, как это окружение влияет на него, и ему хочется самому иметь влияние. Как артисты личности себя показали, и вот хотят заявить о себе как о гражданах. Например, Мадонна не боится никого и ничего, критикует президентов, поддерживает сексуальные меньшинства и шикарно это все использует в продвижении творческой карьеры. Дорн сам признает, что все эти вещи из нашумевшего интервью с Юрием Дудем он уже давно произносил. Просто в этом случае кто-то решил эту тему продвинуть и поспекулировать на ней.
– Как относитесь к запрету на российскую социальную сеть “ВКонтакте”?
– Помните, как в фильмах о Шерлоке Холмсе? Его утро начиналось с трубки и газеты, а вот мое – с социальных сетей. И теперь на одну из них стало меньше. Мне кажется, это просто пиар-ход. Ведь тяжело сделать граждан Украины богатыми, для этого нужно работать. А сыграть на теме патриотизма – тут же только росчерк пера нужен под подобным решением. Я пользовался “ВКонтакте” в рабочих целях, у меня там группы, посвященные разным проектам. Лично я там пропаганды никакой не видел, а в Facebook и в YouTube наблюдаю, но никто с этим бороться не собирается. Поэтому, на мой взгляд, блокировали “ВКонтакте” не для того, чтобы обезопасить нас от пропаганды.
Если бы россиянка Юлия Самойлова приехала на "Евровидение", могли бы совершиться убийства
– Вы говорили, что “Евровидение” для страны – это анализ крови. Какие болезни были выявлены?
– Пациент болен! Ну как можно управлять страной, если даже “Евровидение” нельзя было провести без скандалов. На церемонии открытия креативный продюсер Сергей Проскурня принял решение не поднимать флаги на флагштоках, а запускать их в небо на двух шарах, потому что в ночь перед церемонией выяснилось, что вместо 42 флагштоков есть только 28, то есть 14 не хватает. Вот объясните мне, как можно только накануне ночью это обнаружить? В итоге впечатление было такое, что в небе летят головы Микки Маусов. И какой в этом был смысл, символизм? У представительницы Исландии из-за этого вообще могут быть проблемы на Родине, ведь у них поднимать национальный флаг не на флагштоке запрещено.
– А как случилось, что в итоге вы ушли с должности креативного продюсера?
– Я не добровольно ушел. Я работал там декабрь, январь и февраль, и потом, когда сменилась команда, мне перестали звонить, я оказался в подвешенном состоянии. Тогда я начал сам звонить, ведь в мае конкурс, а в марте меня даже не вызывают на планерки. Исполнительный продюсер "Евровидения" Павел Грицак вообще сказал, что у НТКУ нет со мной договора. А ведь на сайте ProZorro в публичном доступе выложен мой контракт на примерно 124 тысячи гривен, подписанный им самим!
Я же как профессионал жалею, что именно в нашей стране на “Евровидении” не было того, что было у остальных, то есть своего ноу-хау решения в создании шоу! А ведь такое решение было придумано – это дополненная реальность в движении. Набор графических эффектов, которые могли увидеть телезрители. Это могло бы быть впервые за всю историю конкурса, стало бы нашей фишкой. Да, это стоит денег, но можно же было грамотно определить акценты. Следовало где-то сэкономить, но поставить в приоритет особенность, которая позволила бы стране запомниться. Я читал некоторые хвалебные отзывы о том, как все прошло. Но люди просто не понимают, каким наше шоу могло бы быть! Жаль, что Украина так и не вписалась в стрим "Евровидения".
– Действительно ли голливудская актриса Милла Йовович была готова стать ведущей конкурса?
– Это тоже могло стать ярким акцентом конкурса! Где было до этого видано, чтобы голливудская актриса сама проявляла инициативу? Вы же понимаете, если у человека есть желание принять участие, с ним можно договориться. Мне действительно в Facebook написал с предложением ее менеджер, но решение этого вопроса – не моя компетенция. Я сразу перенаправил менеджмент актрисы шоу-продюсеру конкурса Стюарту Барлоу и заместителю генпродюсера НТКУ Виктории Романовой, на тот момент возглавлявшей оргкомитет. Выразив мнение, что очень важно не упустить такой шанс. И вот через пару дней после разговора прихожу к Стюарту и интересуюсь, так о чем же они договорились. Он сказал, что идет процесс переговоров, но все очень сомнительно, потому что ее приезд стоит определенных денег, даже с учетом того, что гонорар она не просила. Но, поверьте, на фоне общих затрат это была бы несущественная сумма.
– Продюсер Джамалы говорил, что хедлайнером финала была готова стать даже Леди Гага?
– Я об этом не знаю, но доверяю ему.
– Считаете приемлемым гонорар в миллион гривен за выступление Джамалы на "Евровидении"?
– Я не понимаю, почему это назвали гонораром. Чтобы не подставлять Джамалу, следовало грамотно расписать статьи расходов, которые практически все ушли на производство номеров: графика, балет, костюмы, гонорарная часть режиссеров. Еще смутил этот скандал с красной дорожкой. Организаторы конкурса утверждали, что она не должна там появляться. Много было споров по этому поводу, но я уверен, что тут дело в коммуникации между организаторами и менеджментом артистки. Путем своевременных и грамотных переговоров этот момент можно было уладить и не предавать его общественной огласке. Как же могли организаторы допустить такой взрыв эмоций? Я считаю, что это была их ошибка.
– Как вы можете объяснить, что организаторы допустили выходку пранкера Виталия Седюка, который во время выступления Джамалы вышел на сцену и снял штаны?
– Это страшное стечение обстоятельств! Ведь по всем критериям этот конкурс застрахован от подобного рода казусов. Можно было перейти на общий план, когда увидели, что посторонний человек на сцене. И всегда есть для подстраховки отдельно снятый заранее эфир. А как охрана могла это допустить? Нет, я в принципе не понимаю, как это случилось.
– Чего не хватило для победы представителям от Украины, группе O.Torvald?
– Я не расцениваю их результат как проигрыш. Я с интересом смотрел их выступление. Они были своеобразными, но не попадали в формат “Евровидения”. Да и вообще этот конкурс – праздник, как можно его разбирать как спортивное соревнование?! Но я бы посоветовал организаторам национального отбора в будущем, чтобы жюри уже не ставили оценки. Пусть комментируют, а зрители сами решат, за кого голосовать. Ведь эта сложная система оценивания и привела к такому результату. Мне же нравится, что череда певиц, представляющих нас на конкурсе, была нарушена.
– Как относитесь к запрету Юлии Самойловой представлять Россию на конкурсе?
– Вначале я был за то, чтобы впустить ее в страну, ведь многим делали исключения по этому закону, и они приезжали и выступали в Украине. А затем я понял, что вместе с ней приехали бы фанаты из России с национальными флагами, и кто обеспечил бы их безопасность тут? Кто бы отвечал за наших экстремистов? И я подумал, что кто-то даже не из нашей страны мог организовать провокацию, могли бы даже совершиться убийства…
– Какой вы видите свою миссию в обществе?
– Я определил свою главную цель еще в 2014 году, когда в нашей стране погибло много людей. Тогда во мне что-то изменилось. Я понял, что должен стать лучше в память об этих людях. Конечно, с автоматом на границе я стоять не могу, у меня нет такой подготовки, я просто увеличу печальную статистику смертей. Для себя я решил, что просто могу говорить правду, не врать себе, не врать людям и, если я точно знаю, что кто-то лжет и у меня есть факты, то буду говорить об этом. Меня часто спрашивают, а не боюсь ли я критиковать так открыто? У меня встречный вопрос: “А тем людям, которые были на Майдане или сейчас в АТО, им разве не страшно?” Люди не боятся жизнь отдать, думая, что идут за правду! Мы с вами обсуждали все эти казусы “Евровидения”, вот зачем? Чтобы это больше не повторилось! Украина – талантливая страна, она и дальше будет побеждать и идти вперед.