Эксперт по морскому праву: Российские военные в Керченском проливе по законам РФ совершили уголовные преступления
Российский адвокат и эксперт по морскому праву Борис Кузнецов считает, что при захвате украинских кораблей в районе Керченского пролива российские военные совершили воинские преступления, нарушив нормы международного права и законы РФ.
Российский адвокат, эксперт по морскому праву Борис Кузнецов в колонке для The New Times проанализировал захват российскими силовиками украинских кораблей в районе Керченского пролива с учетом подробностей нападения, выяснившихся за неделю.
Адвокат отметил, что морская граница между Россией и Украиной не урегулирована, однако с 2004 года действует межгосударственное соглашение, не денонсированное ни одной из сторон.
Согласно договору, Азовское море и Керченский пролив являются внутренними водами РФ и Украины. В связи с этим торговые суда и военные корабли двух стран пользуются там свободой судоходства.
Согласно Конституции РФ, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Договор о свободном проходе через Керченский пролив имеет приоритетное значение, и установление государственной границы законами России не действует на правила прохода из Черного в Азовское море.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года также предусматривает, что на морские проливы распространяется право транзитного прохода, которым пользуются все суда, включая военные корабли, и летательные аппараты. Эта норма международного права полностью распространяется на Керченский пролив независимо от наличия территориальных вод и исключительной экономической зоны России.
Также существуют "Обязательные постановления в морском порту Керчь", утвержденные приказом министерства транспорта РФ в 2015 году, которые устанавливают освобождение от обязательной лоцманской проводки капитанов судов под государственным флагом РФ длиной менее 145 метров, с осадкой менее 4,5 метра.
Кузнецов подчеркнул, что атакованные в Керченском проливе украинские речные бронекатера имеют длину 20,7 м, осадку 1 м, а рейдовый буксир "Яны Капу" длиной 29,3 м имеет осадку 3,9 м. Поскольку это украинские корабли, в их отношении правила освобождения от обязательной лоцманской проводки не применяется.
"Очевидно неравенство при использовании прохода в Азовское море, установленное российским правовым актом. (На него, в частности, ссылался ФСБ в своей версии событий)", – обратил внимание эксперт.
Адвокат отметил, что захват украинских кораблей российскими военными содержит признаки "целого ряда преступлений, которые квалифицируются по статьям Уголовного кодекса РФ, включая покушение на убийство и воинское преступление – нарушение правил кораблевождения".
По его мнению, ответственность за преступление должны нести как непосредственные исполнители, так и те, кто отдавал команды таранить судно.
"В принципах Нюрнбергского процесса, сформулированных комиссией международного права ООН, указывалось, что "исполнение приказа правительства или начальника не освобождает от ответственности… если фактически был возможен сознательный выбор". Приказ о применении оружия к военнослужащим страны, которая не находится в состоянии войны, не демонстрирует агрессивных намерений, очевидно преступен", – подытожил он.
25 ноября РФ обстреляла и захватила в Черном море катера украинских ВМС "Бердянск" и "Никополь", а также буксир "Яны Капу", которые собирались пройти через Керченский пролив в Азовское море. Из 24 захваченных в плен украинцев трое получили ранения.
30 ноября "уполномоченный по правам человека" в аннексированном Крыму Людмила Лубина заявила, что всех украинских моряков перевезли в Москву.
Адвокат Николай Полозов сообщил, что 24 морякам предъявили обвинения по ч. 3 ст. 322 (незаконное пересечение границы) Уголовного кодекса России.
США осудили действия России, назвав их проявлением агрессии, Евросоюз выразил обеспокоенность применением силы со стороны РФ. Заявления с требованием освободить украинских моряков опубликовали также НАТО и ОБСЕ.