Девять из 10 украинцев поддерживают "стратегическую украинизацию" – опрос КМИС
Подавляющее большинство граждан одобряет укрепление позиций украинского языка без давления на русскоязычных в быту. Об этом свидетельствуют результаты опроса Киевского международного института социологии, проведенного 2–14 сентября среди 2012 респондентов.
КМИС исследовал отношение украинцев к трем вариантам языковой политики, зачитывая респондентам детальное описание каждого подхода. Наибольшую поддержку – 87% – получила так называемая стратегическая украинизация, которая в документе также называется "ласковой". Из этого числа 53% полностью поддерживают этот вариант, еще 34% – скорее поддерживают.
Этот подход предусматривает четыре основных принципа: украинский остается единственным государственным и официальным языком, основным языком образования в школах является украинский, граждане могут говорить по-русски без давления или осуждения, также идет поощрение постепенного распространения украинского через качественный контент, книги и прочее.
"Радикальную украинизацию" с полным запретом русского языка даже в бытовом, семейном или дружеском общении поддержали 63% опрошенных. При этом полностью одобряют такой вариант только 33%, а 32% считают его скорее или совсем неприемлемым.
Наименьшую поддержку получил вариант "скрытой русификации" – 54%. Он предусматривает возможность использования русского языка в официальной сфере там, "где большинство населения этого желает", и обучение в школах по выбору родителей. Против такого подхода выступили 39% респондентов.
Что касается мнения украинцев в региональном разрезе, по данным исследования, "стратегическая украинизация" получила поддержку во всех регионах без исключения. На западе ее одобряют 83%, в центре – 90%, на юге – 88%, на востоке – 81% опрошенных. Это единственный вариант, который не приводит к региональному расколу.
Напротив, "радикальная украинизация" поделила страну: на западе и в центре ее поддерживают 72% и 67% соответственно, но на востоке большинство (58%) считают ее неприемлемой. "Скрытая русификация" имеет обратную динамику: больше всего противников – на западе (50%), меньше всего – на востоке (13%).
Важно, что "стратегический" вариант поддерживают все языковые группы: 88% украиноязычных граждан, 83% русскоязычных и 85% тех, кто общается на обоих языках в равной степени.
Каждый вариант языковой политики в опросе оценивали около 666–675 респондентов. Статистическая погрешность для общей выборки не превышает 2,9%, для отдельных вариантов – не более 5,1%.
Исполнительный директор КМИС Антон Грушецкий отметил, что результаты демонстрируют "полностью консенсусный, взвешенный подход к языковой политике". По его словам, эта формула проста, долгосрочно способствует развитию украинского языка и при этом является объединяющей для общества.
"Мы надеемся, что украинские чиновники и политики, общественные активисты, представители медиа и публичные лица в вопросах языковой политики будут придерживаться указанного выше подхода, чтобы мы наконец-то перелистнули досадную страницу языковых баталий", – подчеркнул Грушецкий.
Контекст:
Конституция Украины определяет украинский как единственный государственный язык, при этом гарантируя свободное применение русского и других языков нацменьшинств.
С июля 2019 года действует закон о функционировании украинского языка как государственного. Он устанавливает обязательное использование украинского в государственных органах, местном самоуправлении и публичной сфере.
С января 2021 года все поставщики услуг обязаны обслуживать клиентов на государственном языке. По желанию потребителя можно перейти на другой язык, если это устраивает обе стороны.
Языковой закон не регулирует частное общение и религиозные обряды.
По данным предыдущего языкового омбудсмена Тараса Кременя, в 2024 году количество жалоб на нарушение языкового законодательства уменьшилось по сравнению с 2023-м и 2022 годом.