НБУ: В Kroll подтвердили, что до национализации "ПриватБанк" был объектом масштабного мошенничества, что привело к убыткам минимум в $5,5 млрд

Согласно расследованию, внутри "ПриватБанка" существовала теневая банковская структура

Фото: EPA

Согласно результатам независимого расследования, проведенного компанией Kroll, как минимум в течение 10 лет до национализации "ПриватБанк" был объектом масштабных и скоординированных мошеннических действий, заявили в НБУ.

Компания Kroll подтвердила, что до национализации "ПриватБанк" был объектом масштабного мошенничества, что привело к убыткам минимум в $5,5 млрд, сообщила пресс-служба Национального банка Украины.

"Результаты независимого расследования компании Kroll подтвердили, что ПАО "ПриватБанк" было объектом масштабных и скоординированных мошеннических действий как минимум в течение 10 лет до национализации, что привело к нанесению банку убытков по меньшей мере в размере $5,5 млрд", – говорится в сообщении.

Согласно расследованию, существуют четкие признаки того, что кредитные средства "ПриватБанка" использовались для приобретения активов и финансирования бизнеса в Украине и за рубежом в пользу экс-акционеров и групп аффилированных с ними лиц.

В Kroll пришли к выводу, что механизмы, которые использовались для маскировки источников и реального назначения кредитов, имеют характерные черты скоординированной схемы отмывания денежных средств.

"Объем операций и скорость их проведения (в течение нескольких минут между операциями), отсутствие обоснованной экономической связи между лицом, которое погашает кредит, и начальным заемщиком, а также широкое использование офшорных компаний специального назначения (SPV) свидетельствуют о попытках скрыть истинное предназначение средств от регуляторов и других стейкхолдеров", – сообщили в пресс-службе НБУ.

Отмечается, что "центральным элементом организованной махинации с кредитным портфелем и выводом средств была теневая банковская структура" внутри ПАО "ПриватБанк".

"Эта секретная структура обеспечивала проведение платежей и способствовала движению средств по сотням кредитных договоров на миллиарды долларов США в интересах лиц, связанных с бывшими акционерами и группами аффилированных с ними лиц. К этой теневой банковской структуре были привлечены сотни работников ПАО "ПриватБанк", – говорится в сообщении.

Согласно результатам расследования, теневая банковская структура управляла корпоративным кредитным портфелем связанных лиц.

"Под ее контролем предоставлялись новые кредиты, которые обычно использовались для погашения основной суммы и процентов по существующим кредитам связанных лиц (циклическое перекредитование). Она обеспечивала осуществление транзакций с целью скрыть источник и истинное предназначение кредитных средств, создавая видимость обычного клиентоориентированного банка. Банк привлекал средства украинских и иностранных вкладчиков для поддержки схемы циклического перекредитования", – заявили в НБУ.

Чтобы как можно дольше скрывать значительный риск, возникший при кредитовании связанных лиц, ПАО "ПриватБанк" неоднократно предоставляло ложную информацию о своем финансовом состоянии. Для этого бывший менеджмент банка мог систематически фальсифицировать финансовую отчетность, говорится в сообщении.

"До национализации в декабре 2016 года более 95% корпоративного кредитного портфеля было предоставлено сторонам, связанным с бывшими акционерами и группами аффилированных с ними лиц. В конце 2016 года 75% кредитного портфеля было консолидировано в кредиты 36 заемщикам, связанным с бывшими акционерами и группами аффилированных с ними лиц. Большинство из них не погашаются и являются просроченными, что привело к убыткам банка минимум в $5,5 млрд", – отметили в Нацбанке.

В регуляторе заявили, что результаты расследования Kroll подтвердили предыдущие выводы Нацбанка.

В НБУ выразили готовность ознакомить правоохранительные органы с этой информацией.

Согласно решению правительства от 18 декабря 2016 года, государство на 100% стало собственником "ПриватБанка".

НБУ в июле опубликовал отчет финансового аудита "ПриватБанка", проведенный компанией Ernst&Young, согласно которому накануне национализации банк представлял собой финансовую пирамиду.

После этого экс-владельцы банка, а также связанные с ними офшоры и физические лица начали подавать десятки исков в украинские суды, в которых обжалуют процедуру национализации и требуют компенсаций за связанные с ней финансовые потери.