Экс-глава КСУ Шевчук о законе о люстрации: Необходимого количества голосов в суде для принятия решения как не было раньше, так нет и сейчас

Шевчук: В плане соблюдения служебной тайны у нас суд – проходной двор
Фото: Stanislav Shevchuk / Facebook

По словам бывшего главы Конституционного Суда Украины Станислава Шевчука, КСУ превращается в политический орган.

В Конституционном Суде Украины нет необходимого количества голосов судей для принятия решения о конституционности закона о люстрации, заявил в интервью "Главкому", опубликованном 8 июля, бывший глава КСУ Станислав Шевчук.

По его словам, на заседании 4 июля присутствовало нужное для кворума число судей.

"Но необходимого количества голосов для принятия решения как не было раньше, так нет и сейчас… Это непростое дело, у него очень серьезный политический и общественный резонанс. Основная причина – это отсутствие 10 голосов за тот проект, который предлагается судьями-докладчиками… Если не принимается решение, то значит, нет 10. Я почувствовал на себе огромную политизацию вокруг этого вопроса. Когда я как председатель суда ставил в этом году вопрос люстрации к рассмотрению, то журналисты и активисты начали говорить, что лично я хочу отменить люстрацию. Но это преувеличение, потому что председатель суда ставит вопросы, которые ему приносят судьи-докладчики", – заявил Шевчук.

Журналист отметил, что еще в 2016 году в СМИ появилась информация: готов проект о признании неконституционным закона о люстрации, но судьи опасаются за него голосовать. "Это так?" – спросил интервьюер.

"В СМИ попадали даже проекты резолютивной части. К сожалению, в плане соблюдения служебной тайны у нас суд – проходной двор, если уж такое вбрасывают в прессу. Да, судьи уже боятся голосовать, потому что все сразу же идет в прессу, кто и как проголосовал, с их фотографиями. Особенно это касается резонансных вопросов, неоднозначных в политическом и общественном плане", – заявил Шевчук.

Отвечая на вопрос, что сейчас мешает компромиссу между судьями по закону о люстрации, экс-глава КСУ сказал: "Политизация. Идет борьба не юридических, а политических концепций: мы видим, куда склоняется общественное мнение или определенная политическая сила".

"В деле о люстрации есть несколько позиций судей. Одни считают, что закон конституционный, ведь произошла узурпация власти [беглым экс-презиеднтом] Виктором Януковичем. С другой стороны, есть аргументы, такие как вывод Венецианской комиссии по поводу стандартов люстрации, и есть определенные моменты неконституционности в этом законе. Например, это индивидуальность наказания, пропорциональность наказания, отсутствие независимого люстрационного органа и гарантии судебного разбирательства в отношении лиц, которые были уволены в результате люстрации", – продолжил Шевчук.

По его словам, "с Конституционным Судом возникает парадокс".

"Он называется судом, в котором есть судьи с гарантиями независимости, беспристрастности. Но в силу того, что вопросы, которые рассматриваются, имеют остро политический характер, а часть судей с огромным политическим опытом, то есть опасность, что он превращается в политический орган. То есть будет решать, принимать или не принимать решения, под влиянием общественного мнения или политиков", – отметил Шевчук.

20 января 2015 года 47 депутатов Верховной Рады подали в КСУ представление о проверке положений закона "Об очищении власти" на соответствие Конституции. Еще два представления подал Верховный Суд Украины. Все три представления объединены в одно конституционное производство.

В Минюсте заявили, что если Конституционный Суд Украины признает неконституционным закон "Об очищении власти", на свои должности смогут вернуться более 900 люстрированных чиновников.

Конституционный Суд несколько раз откладывал рассмотрение этого представления.

4 июля суд приступил к рассмотрению этого вопроса. Под зданием КСУ собрались активисты, которые выступают в поддержку люстрации. Между участниками митинга произошел конфликт.

В КСУ заявили, что продолжат рассмотрение представления группы депутатов, которые просят признать неконституционным закон "Об очищении власти" на одном из следующих пленарных заседаний.