Кольченко: Мне сотрудник в "Лефортово" сказал: "Пишите заявление о помиловании". Я говорю: "Спасибо, не буду". Он: "Вы уже написали"
После перевода из колоний в "Лефортово" украинцы, ожидавшие обмена, находились в полной изоляции, но им предлагали писать прошения о помиловании. Об этом после прилета в Киев рассказал бывший политзаключенный Александр Кольченко.
Освобожденный украинский политзаключенный Александр Кольченко заявил в интервью "Громадському", что, находясь в московском СИЗО "Лефортово", отказался писать прошение о помиловании.
По его словам, в Москву из колонии уральского города Копейск его доставили самолетом 16 августа.
"Когда приехал, меня завели в кабинет, зашел сотрудник серьезный. Сказал мне: "Вы, наверное, представляете, зачем сюда приехали?" Достает папку с бумагами и говорит: "Вот образец вам, пишите". Я читаю – там просьба о помиловании. "Я, такой-то, признаю свою вину..." Я говорю: "Спасибо, ничего не буду писать". Он: "Вы хотите вернуться обратно?" Я говорю: "Мне все равно". Он такой: "Хорошо, вы уже написали", – рассказал Кольченко. – Он мне в конце предлагал: "Покажите свою подпись". Смотрит на меня, как на идиота. Я на него тоже. Я отказался. Ну и все".
В "Лефортово" все украинцы находились в полной изоляции, им не давали общаться с адвокатами и членами Общественной наблюдательной комиссии, утверждает Кольченко.
Справку об освобождении принесли утром 7 сентября; отправки в аэропорт пришлось ждать еще 2–3 часа, сообщил он.
"По одному заходили [в автобус], и увидел всех. Там рядом с каждым ФСБшник ехал. Но мы общались", – сказал бывший политзаключенный.
7 сентября между Украиной и РФ состоялся обмен удерживаемыми лицами в формате "35 на 35". Среди украинцев, которые вернулись домой, политзаключенные Александр Кольченко, Олег Сенцов, Владимир Балух, Роман Сущенко, Николай Карпюк, Станислав Клих, Павел Гриб, Евгений Панов, Артур Панов, Эдем Бекиров, Алексей Сизонович, а также захваченные Россией у Керченского пролива 24 моряка.
В мае 2014 года в Симферополе были арестованы четверо проукраинских активистов: Геннадий Афанасьев, Алексей Чирний, Сенцов и Кольченко. В августе 2015 года российский суд признал их виновными в подготовке терактов в Крыму и поджоге офисов двух партий в Симферополе.
Афанасьев и Чирний согласились сотрудничать со следствием и получили по семь лет тюрьмы. Позже Афанасьев отказался от своих предыдущих показаний и заявил, что дал их под пытками. 14 июня 2016 года его вернули в Украину.
Режиссер Сенцов в 2015 году был приговорен к 20 годам лишения свободы, Кольченко – к 10 годам.