Нардеп Сотник: Не верю, что профи-юристы сдали тест на главу Госбюро расследований хуже, чем помощник президента или Матиос
У некоторых членов комиссии по отбору руководства Госбюро расследований нет высшего юридического образования, что ставит под угрозу весь конкурс. Кроме того, работа комиссии проходит непрозрачно и без привлечения гражданского общества, заявила "ГОРДОН" нардеп от "Самопомочі" Елена Сотник.
Конкурс по избранию руководства Государственного бюро расследований Украины (ГБР) проходит непрозрачно и фактически не контролируется независимыми наблюдателями. Об этом в комментарии "ГОРДОН" заявила народный депутат от фракции "Самопоміч" Елена Сотник.
"Конкурс проходит по очень непонятной методике. Комиссия почему-то сама определяет как формат отбора, так и кандидатов. Ее фактически никто не контролирует, никто не отслеживает качество тестов, не проверяет, а не попали ли заранее ответы на тесты к тем лицам, которых проталкивают в победители. Нет ни одного внешнего независимого контроля за тем, как проходит конкурс на главу ГБР", – сказала Сотник.
Политик подчеркнула, что в комиссии нет ни одного представителя гражданского общества, который мог бы незаангажировано и независимо проводить отбор кандидатов.
"Очень много вопросов и к составу самой конкурсной комиссии. Во-первых, в комиссию не вошли представители гражданского общества, которые могли бы достоверною и объективно освещать отбор изнутри. Вместо этого комиссию сформировали из малоизвестных, непубличных персон, а информация о ходе конкурса общественности не предоставляется", – отметила Сотник.
Нардеп добавла, что в составе комиссии есть несколько человек без высшего юридического образования, что прямо противоречит закону, а значит, по мнению парламентария, ставит под угрозу и сам конкурс, и его результаты.
"Есть вопросы к целому ряду членов отборочной комиссии. Вчера мы с Мустафой (Мустафа Найем, народный депутат от Блока Петра Порошенко. – "ГОРДОН") подписали официальное обращение к премьер-министру Гройсману и спикеру Верховной Рады Парубию. У нас есть информация, что у нескольких членов комиссии нет высшего юридического образования, что прямо противоречит закону. Если наша информация подтвердится, то весь конкурс, который шел почти полгода, может быть поставлен под угрозу", – рассказала Сотник.
Политик сомневается в независимости и объективности отбора хотя бы потому, что в финал не прошли опытные юристы, а люди, так или иначе связанные с властью, набрали высокие баллы.
"Я лично знаю некоторых людей, которые подали заявки на конкурс. Они никогда не работали в правоохранительных органах, это люди из юридическо-правовой сферы, но не набрали даже двух из девяти возможных баллов. Хотя это профессиональные юристы с серьезным опытом работы. Я не верю, что профессиональные юристы сдали тест на главу ГБР хуже, чем помощник президента Горащенков и военный прокурор Матиос. Не верю", – заявила Сотник.
"Принципиально важно, чтобы ГБР, особенно его руководство, было сформировано из людей, которые не имеют отношения ни к власти, ни к правоохранительной системе. Специально для этого даже в законе было закреплено, что минимум половина сотрудников ГБР не должны иметь стажа в правоохранительных органах, а главой бюро может быть избран даже юрист с соответствующим образованием и опытом работы. Что происходит сейчас? 80% кандидатов, вышедших в финал конкурса, так или иначе выходцы именно из правоохранительной системы, в том числе генпрокуратуры и СБУ. Мы все прекрасно понимаем, как построены наши правоохранительные органы, какие у них тесные связи друг с другом, не важно – бывшими или действующими сотрудниками. Так что речи о независимости и объективности потенциального руководства ГБР уже точно нет", – подытожила Сотник.
На заседании 5 декабря 2016 года конкурсная комиссия по избранию руководства Государственного бюро расследований Украины (ГБР) отобрала 19 кандидатов из 50 на должности директора и заместителей директора бюро.
Телеканал "Громадське" со ссылкой на свои источники, заявил, что президент Украины Петр Порошенко хочет видеть руководителем ГБР своего бывшего помощника Алексея Горащенкова. Сам Горащенков заверил, что ни о каких политических договоренностях не знает.
По информации народного депутата Мустафы Найема, больше всего голосов (по девять) на этом этапе конкурса получили зампрокурора Киева Александр Буряк, старший оперуполномоченный днепропетровского управления Госфискальной службы Сергей Палатов, начальник отдела следственного управления Нацполиции в Сумской области Вадим Теличко, глава Набсовета ООО "Консалтингово-правовая компания "Столица" Владимир Трофименко, доцент кафедры уголовного права и криминологии Киевского национального университета Григорий Усатый, офицер СБУ Богдан Чобиток и начальник харьковского управления юстиции Александр Чурсин.
Горащенков и главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос получили по 8 и 7 баллов соответственно. Незадолго до очередного этапа конкурса Матиос заявил, что комиссия выберет его главой ГБР, если две главные фракции парламента, БПП и "Народный фронт", "найдут между собой понимание".
В ближайшее время кандидаты пройдут две спецпроверки и тесты на полиграфе. Конкурсная комиссия обещает избрать руководство ГБР до марта 2017 года.
Закон о Государственном бюро расследований принят Верховной Радой 12 ноября 2015 года и является частью так называемого пакета безвизовых законов. Президент подписал его в январе 2016 года, а 1 марта закон вступил в силу. Госбюро заберет у Генеральной прокуратуры функции досудебного следствия. Руководитель ГБР будет избран независимой конкурсной комиссией и назначен президентом Украины. Двух заместителей глава ГБР назначит сам, но тоже после избрания конкурсной комиссией.