Ни бедность, ни санкции, ни войны и бессмысленная гибель российских граждан к социальному взрыву в РФ привести не могут – социолог Головаха
"Мое мнение отличалось всегда от многих экспертов, которые предусматривали развал, бунты. Необходимо оценивать степень посттоталитарной стабильности. О том, что Россия будет разваливаться, говорят уже лет 15. Мол, люди доходят до ручки, обеднение населения. Ничего из этого не является и не будет фактором социального взрыва в России... В России ни обеднение населения, ни санкции со стороны Запада, ни даже войны и бессмысленная гибель российских граждан к эксцессам привести не смогут", – заявил Головаха.
Он отметил, что и в Украине фактором социального взрыва была не бедность, а обида: первый Майдан был связан с выборами, ко второму привел не столько отказ от евроинтеграции, сколько "варварское избиение".
В России же, по мнению Головахи, возможно только то, что произошло с Советским Союзом, – изменения произойдут, когда найдутся люди, которые хотят что-то менять, "в верхушке". В данный момент никаких оснований для этого он не видит, но и не исключает такой перспективы.
"Пока сознание рядовых россиян полностью совпадает с сознанием постфеодальной верхушки, связанной еще и со спецорганами. Это, конечно, жуткое сочетание, которое приводит к тому, что Россия просто превращается в неофеодальное общество", – добавил социолог.
В Беларуси, считает он, ситуация сложнее и непредсказуемее, поскольку несмотря на действия находящегося при власти Александра Лукашенко, Беларусь ближе к Западу. Там, по словам Головахи, "может произойти все, что угодно, в любое время – от поглощения Россией до абсолютно демократического государства".
Социолог добавил, что все события в соседних государствах влияют на мнения определенной части украинцев, кроме того, в Украине осталось много экономических связей с Россией и Беларусью. Но он подчеркнул, что события в этих странах влияют на Украину значительно меньше, чем до 2014 года.
"Украинцы ранее рассматривали эти страны как ближайшие, родственные, а народы – как братские. Сейчас уже немного другое отношение, более отстраненное и холодное. По шкале социальной дистанции россияне – а в последний год и белорусы – существенно отодвинулись", – считает замдиректора Института социологии.