Политолог заявил, что НАБУ должно расследовать заявления Суса о фальсификациях дел в Генпрокуратуре
Заявления экс-сотрудника Генпрокуратуры Дмитрия Суса о давлении руководства ГПУ при открытии уголовных дел могут ничем не закончиться, если Национальное антикоррупционное бюро не начнет их расследовать, заявил политолог, эксперт аналитической группы "Левиафан" Валентин Гладких.
Национальное антикоррупционное бюро Украины должно обратить внимание на заявления о злоупотреблениях в Генпрокуратуре, Нацагентстве по вопросам предотвращения коррупции и других структурах, заявил в эфире канала "112 Украина" политический эксперт, кандидат философских наук, эксперт аналитической группы "Левиафан" Валентин Гладких.
Он уточнил, что имеет в виду информацию, озвученную на пресс-конференциях экс-сотрудницей НАПК Анной Соломатиной и бывшим сотрудником ГПУ Дмитрием Сусом в интервью американскому журналисту.
"Давайте вспомним скандал с конфликтом между НАБУ и ГПУ. Потом я смотрю видео, где бывший сотрудник Генпрокуратуры дает интервью американскому журналисту, где прямо обвиняет генпрокурора и других должностных лиц в том, что Генпрокуратура за деньги фальсифицировала уголовные дела. Причем не просто против обычного человека, а против народного депутата – против Сергея Рыбалки (нардеп от Радикальной партии, экс-глава комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности. – "ГОРДОН") – это интервью Дмитрия Суса. И если можно так прессовать народного депутата, то можно только представить, как работать в таких условиях обычному предпринимателю, обычному гражданину", – заявил Гладких.
Политолог считает, что если НАБУ не займется этими делами, то они могут остаться без рассмотрения, как это уже было с другими резонансными заявлениями.
"Помните когда-то было заявление народного депутата Александра Шепелева, когда он на видео говорил, что давал лично Юрию Витальевичу (генпрокурор Украины Юрий Луценко. – "ГОРДОН") взятку. Чем закончилось это заявление? Почему его никто не рассматривал? Опять же чем закончатся эти заявления Суса? Когда мы услышим позицию НАБУ по этому поводу, будет ли проводить НАБУ расследование по этому поводу?" – сказал политолог.
Гладких считает, что НАБУ не хватает или профессионализма, или независимости в работе.
"У меня вопрос: почему не ведется расследование? На это есть ответ: это либо некомпетентность, когда у людей не хватает умений и навыков, чтобы это делать, либо второй момент – ручное управление, когда им сказали, кого можно трогать, а кого нельзя. Если бы я был сейчас работником НАБУ или руководителем НАБУ и у меня были бы в руках это интервью и сам Сус, то это, поверьте, значительно серьезнее обвинения в сторону Луценко, что его сын купил какие-то два паркоместа", – подчеркнул эксперт.
14 ноября Соломатина заявила, что НАПК фальсифицирует результаты проверок электронных деклараций. По словам чиновницы, ей и двум ее коллегам предлагали, чтобы решения агентства сначала рассматривались в Администрации Президента Украины.
Бывший сотрудник Генпрокуратуры Дмитрий Сус 6 ноября рассказал, что задача обвинить члена Высшего совета правосудия Павла Гречковского во взяточничестве появилась в Генеральной прокуратуре Украины весной 2016 года. Уголовное производство против Гречковского было открыто Генеральной прокуратурой в августе 2016 года, ему вручили подозрение в вымогательстве взятки. Сус уверен, что его отказ участвовать в деле Гречковского стал причиной завершения карьеры в Генпрокуратуре.
В интервью американскому журналисту Тодду Вуду экс-прокурор добавил, что дела против нардепа от Радикальной партии Сергея Рыбалки координировал экс-заместитель министра внутренних дел Владимир Евдокимов. По словам Суса, Евдокимов показывал отчеты о незаконном взломе электронной почты Рыбалки, о наружном наблюдении, был инициатором проникновения в квартиру для установки видеонаблюдения.
В ГПУ назвали заявления Суса о заказных уголовных производствах голословными и увидели в них давление на следствие и суд.