РФ должна гарантировать, что при реализации "Северного потока – 2" транспортирует через украинскую ГТС определенные объемы газа – Кулеба
В случае реализации проекта "Северный поток – 2" у Европы будет меньше интересов защищать Украину, так как странам ЕС больше не потребуется украинская газотранспортная система, заявил постоянный представитель Украины в Совете Европы Дмитрий Кулеба.
Россия должна предоставить юридические гарантии, что даже в случае реализации "Северного потока – 2" транспортирует через украинскую газотранспортную систему определенные объемы газа, заявил в интервью "РБК-Украина", опубликованном 28 мая, постоянный представитель Украины в Совете Европы Дмитрий Кулеба.
"Мы должны удержать коалицию с Германией в вопросе "Северного потока" и учесть и их интересы", – заявил Кулеба.
По его словам, в случае введения в эксплуатацию "Северного потока – 2" Германия станет "энергетическим регулятором" в Европе.
"То есть будет два крана – один в Москве, а второй будет в Берлине. Все. Через немецкую экономику, которая сама растет и потребляет газ, она будет влиять и на Восточную Европу", – продолжил украинский дипломат.
Он добавил, что Украина может понести колоссальные убытки.
"Первая критическая позиция – это наша ГТС. "Умирает" вся инфраструктура, и тогда надо все перестраивать. Кроме того, мы теряем реальные деньги. Это колоссальные убытки… В определенных политических кругах есть мнение, что в таком случае [президенту России Владимиру] Путину будет легче воевать в Украине. Ведь у Европы будет меньше интереса вмешиваться в эту войну, и защищать нас, потому что трубы нет. Без сомнения, тут есть часть нашей вины. Нельзя жить 26 лет и думать, что все будет всегда хорошо, а потом удивляться. Но есть основания предполагать, что немцы нашу обеспокоенность услышали и будут пытаться помочь", – сказал Кулеба.
Дипломат отметил, что видит один способ разрешения ситуации.
"Я вижу только один способ. Их есть, на самом деле, два. Один из них – отказаться от "Северного потока – 2", на что шансы не очень велики. Хотя американцы еще окончательно не сказали свое слово. Второй вариант, если проект "Северный поток – 2" все-таки реализуют, должны быть юридические гарантии. Не наподобие Будапештского меморандума, а конкретные межгосударственные соглашения. И не двухсторонние, а трехсторонние – между Германией, Украиной и Россией на предмет, например, того, что оговоренные конкретные объемы газа Россия при любых обстоятельствах транспортирует через украинскую систему", – продолжил Кулеба.
Проект "Северный поток – 2", возглавляемый бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером, предусматривает строительство двух ниток газопровода совокупной мощностью 55 млрд м&³3; газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря.
В декабре 2015 года президент Европейского совета Дональд Туск заявил, что проект второй очереди газопровода "Северный поток" не соответствует энергетическим правилам ЕС (Третьему энергетическому пакету) и подрывает роль Украины как транзитера газа.
Власти Украины, Польши, Латвии, Молдовы, Литвы, Венгрии, Румынии, Словакии, Эстонии и Чехии называют "Северный поток – 2" угрозой энергетической безопасности Европы.
Германия и Финляндия разрешили возводить трубопровод на своей территории. Дания и Швеция – пока нет.
3 апреля 2018 года председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер предупредил, что после запуска "Северного потока – 2" и "Турецкого потока" транзит российского газа через Украину упадет в 10 раз.
5 апреля Верховная Рада Украины обратилась к международному сообществу с призывом не допустить строительство "Северного потока – 2".