Ультиматум Гройсмана – политическая игра, которая спровоцировала долгожданные изменения в антикоррупционном законодательстве – политолог Давидюк
Премьер-министр Владимир Гройсман рисковал, когда заявил, что уйдет в отставку в случае, если Рада не примет закон об антикоррупционном суде, но в итоге риск того стоил, потому что глава Кабмина заявил о себе как о независимом политическом игроке, считает политолог Николай Давидюк.
Ультиматум премьер-министра Владимира Гройсмана подтолкнул депутатов проголосовать за законопроект о создании Высшего антикоррупционного суда, а уже следующий год станет годом громких антикоррупционных дел, заявил директор аналитического центра "Политика" Николай Давидюк в своем Facebook.
"Премьер-министр готов был уйти в отставку в случае отрицательного решения. Что заставило бы депутатов не просто краснеть перед камерами и объяснять причину провала закона, но и идти на досрочные парламентские выборы. Чего явно никто не хотел. Для депутатов проще было бы поднять цены на газ для населения, чем ограничивать собственные коррупционные возможности", – считает политолог.
Он отметил, что для самого Гройсмана это выход на политическую сцену уже как политика и независимого игрока.
"Ведь до этого были исключительно технократические заявления о дорогах, реформах и децентрализации. А это уже игра политическая, которая спровоцировала в том числе такие долгожданные изменения в государстве и антикоррупционном законодательстве. Которые, кстати, бесчисленное количество раз откладывались властью. И желания их реализовывать явно ни у кого не было", – считает Давидюк.
Эксперт считает, что риск Гройсмана был большим, но, как показывает результат, он того стоил.
"Следует отметить, что премьеру легче всех было делать такие заявления, учитывая, что в киевской политике он только последние три–четыре года, поэтому и причастности к старым коррупционным схемам он явно не имел. Другое дело депутаты, часть из которых с маленькими перерывами заседают в доме на Грушевского чуть ли не с 1991 года", – добавил он.
По мнению политолога, сейчас стоит следить за точностью выполнения процедур и быстрым запуском новой структуры.
"Дедлайны должны быть максимально быстрыми, хоть и реалистичными. Однако 2019-й должен стать годом вынесения первых дел, громких, коррупционных, публичных. Дел, которые украинское население ждет десятки лет", – отметил Давидюк.
1 марта 2018 года парламент поддержал законопроект об антикоррупционном суде в первом чтении. Согласно документу, Высший антикоррупционный суд в Украине должны создать в течение 12 месяцев после вступления закона в силу.
21 мая спикер Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что удалось согласовать 13 из 14 поправок, предложенных Венецианской комиссией к законопроекту об антикоррупционном суде ко второму чтению. Несогласованной оставалась позиция о полномочиях Общественного совета международных экспертов – праве вето при назначении судей. 23 мая депутаты начали рассматривать законопроект во втором чтении.
В окончательной редакции закона о Высшем антикоррупционном суде Украины удалось согласовать поправку, которая предусматривает, что Высшая квалификационная комиссия судей сможет преодолеть недопуск кандидата в судьи, если заручится поддержкой трех из шести международных экспертов.
7 июня комитет утвердил последнюю редакцию законодательного акта, после чего Верховная Рада приняла закон.