В НАБУ заявили, что контакты агента Шевченко с фигурантами дела "Укрборонпрома" были санкционированы и происходили в рамках расследования другого производства
Согласие внештатного агента НАБУ Евгения Шевченко познакомить фигуранта дела о хищениях в оборонке Андрея Рогозу с кем-то из детективов было частью оперативной разработки в рамках производства о завладении средствами "Укрзалізниці", об этом говорится в заявлении пресс-службы антикоррупционного бюро.
Внештатный агент Национального антикоррупционного бюро Евгений Шевченко участвовал в проведении негласных следственных действий по делам о завладении газом и средствами "Укрзалізниці", его общение с директором компании "Оптимумспецдеталь" Андреем Рогозой было санкционировано руководством бюро. Об этом говорится в сообщении пресс-службы НАБУ от 17 марта.
В бюро подтвердили, что Рогоза обращался к Шевченко за помощью в налаживании контактов с детективами НАБУ, "настроенными на конструктив". Эти разговоры зафиксированы в переписке, обнародованной журналистами Bihus.info.
Этому предшествовало согласие Шевченко принять участие в оперативной разработке бывшего первого замначальника филиала "Центр обеспечения производства ПАО "Укрзалізниця" (в материалах следствия значится как Эдик), который также был помощником народного депутата Ярослава Дубневича, главы комитета Рады по вопросам транспорта. Эдик и нардеп подозревались в создании коррупционной схемы, которую с 2016 года расследовало НАБУ, утверждают в пресс-службе.
Рогоза был общим знакомым Эдика и Шевченко, организовавшим их встречу, рассказали в бюро.
"Рогоза и Эдик считали Евгения Шевченко приближенным к руководству Национального бюро и думали, что он сможет повлиять на принятие решений. Именно такую легенду в интересах следствия для получения фактов противоправной деятельности поддерживали Евгений и детективы НАБУ", – сказано в сообщении.
Во время общения Рогоза сообщил агенту, что его компания "Оптимумспецдеталь" проверяется детективами НАБУ в рамках расследования другого уголовного производства – по факту завладения денежными средствами госпредприятия "Харьковский бронетанковый завод".
"Он попросил Евгения Шевченко познакомить его с кем-то из детективов, которые расследовали упомянутое производство, для того чтобы довести информацию о якобы законном характере деятельности его предприятия и сообщить "реальные" факты противоправной деятельности предприятий ГК "Укроборонпром", с которыми он был знаком. Для поддержания легенды Шевченко, а также с целью возможного получения от Рогозы сведений о коррупционных проявлениях в деятельности предприятий госконцерна это было сделано", – продолжили в пресс-службе.
Вскоре Эдик якобы разочаровался в возможностях Шевченко, отказался от дальнейших встреч с ним и стал требовать от Рогозы и сотрудника СБУ Димы М. (по материалам "Наших грошей" – Дмитрий Москаленко), чтобы те любыми путями добились закрытия уголовного производства о коррупции в "Укрзалізниці". Рогоза, как следует из перехваченной переписки, настаивал, что может сам уладить возникшие проблемы.
"Похоже на то, что RAN (Рогоза. – "ГОРДОН") под видом "предоплаты" получил неправомерную выгоду для себя, сообщив при этом Диме М., будто средства переданы представителям НАБУ. Если сопоставить содержание переписки между RAN и Димой М. и между RAN и Евгением Шевченко, можно легко заметить: получая критику от Димы М. о том, что "дело не самоклеящееся", требования вернуть "аванс" и соглашаясь с такими требованиями, RAN одновременно не выдвигает аналогичных претензий к Евгению. Это свидетельствует об отсутствии фактической передачи любой неправомерной выгоды для работников Национального бюро", – настаивают в антикоррупционном ведомстве.
Усилия агента Шевченко по разоблачению участников коррупционной схемы в бюро оценивают положительно.
"Информация, полученная на встречах Шевченко с Эдиком во время проведения санкционированных негласных следственных действий, стала важным элементом доказательной базы для ряда уголовных производств НАБУ. Благодаря проведенным следственным действиям, в частности, удалось собрать достаточно материалов для сообщения Эдику о подозрении... Он задержан, избрана мера пресечения в виде залога в размере 5 млн грн", – сказано в сообщении.
В декабре 2018 года глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий передал генеральному прокурору Юрию Луценко представление о снятии неприкосновенности с Ярослава Дубневича. Документ вернули САП. Пресс-секретарь Луценко Лариса Сарган заявила, что представление "в неполной мере соответствует требованиям регламента Верховной Рады".
25 февраля 2019 года программа "Наші гроші з Денисом Бігусом" опубликовала первые две части расследования о хищениях в оборонном секторе Украины. Журналисты утверждают, что участники группы через фирмы-прокладки перепродавали заводам "Укроборонпрома" контрабандные запчасти из РФ или детали, краденные на украинских военных складах. Ключевым звеном схемы была фирма "Оптимумспецдеталь".
В следующей части расследования говорилось, что из-за действий коррупционеров Украина чуть не сорвала подписанный в 2016 году контракт по ремонту самолетов Ан-26 для Казахстана.
В заключительной части расследования программы "Наші гроші", которая вышла 11 марта, говорилось, что НАБУ при посредничестве внештатного агента Шевченко вычеркнуло фирму "Оптимумспецдеталь" из перечня фиктивных, что позволило ей продолжить сотрудничество с "Укроборонпромом". По данным журналистов, письма в интересах "Оптимумспецдетали" готовил детектив НАБУ Дмитрий Литвиненко. Их подписывал старший детектив Олег Борисенко. Сам Шевченко заработал несколько сот тысяч долларов, сотрудничая с контрабандистами, говорилось в программе.
7 марта Сытник сообщил, что его ведомство открыло два уголовных производства на основании материалов расследования "Наших грошей", а также провело около 20 обысков, в том числе по месту жительства семьи бывшего заместителя секретаря СНБО Олега Гладковского. По словам Сытника, в расследованиях фигурируют 10 предприятий, которые входят в структуру "Укроборонпрома", убытки составляют около 1 млрд грн.
Генеральный прокурор Юрий Луценко утверждал, что материалы следствия, включая переписку с телефона директора компании "Оптимумспецдеталь", были переданы НАБУ еще в 2017 году, но в бюро им не давали ход.
14 марта НАБУ отстранило двух сотрудников, которые фигурировали в расследовании Bihus.info о коррупции в "Укроборонпроме".