Украинский институт нацпамяти попросил экспертную комиссию уточнить заключение о Булгакове
Экспертная комиссия Украинского института национальной памяти (УИНП), признавшая памятники писателю Михаилу Булгакову и топонимы в его честь проявлением имперской политики РФ, должна еще раз проанализировать этот вопрос. Об этом 12 апреля сообщил сайт института.
"Украинский институт национальной памяти обратился к экспертной комиссии УИНП с просьбой дополнительно проанализировать и уточнить профессиональное заключение о принадлежности объектов (географических объектов, названий юридических лиц, памятников и памятных знаков), посвященных Михаилу Булгакову, к символике российской имперской политики", – говорится в сообщении.
В УИНП отметили, что 11 апреля его руководитель Антон Дробович встречался с главой экспертной комиссии Виктором Брехуненко и поднял "вопрос результатов работы комиссии за шесть месяцев, процедуры обработки запросов и подготовки выводов, а также коммуникационные вопросы".
"Глава [...] обратил внимание на обнародованные критические замечания к некоторым выводам комиссии. В частности, попросил комиссию рассмотреть позицию и замечания Литературно-мемориального музея Булгакова в Киеве относительно профессионального заключения экспертной комиссии на тему принадлежности объектов, посвященных Михаилу Булгакову, к символике российской имперской политики и при необходимости уточнить заключение", – говорится в релизе.
В УИНП отдельно отметили, что признание или непризнание объектов, связанных с Булгаковым, "символикой российской имперской политики" не является "запретом Булгакова". Следовательно, заключение комиссии по Булгакову не является руководством к закрытию Литературно-мемориального музея Булгакова в Киеве.
В то же время институт отмечает, что если подтвердится пренебрежительное отношение писателя к украинскому государству, идее независимой Украинской республики, будет поднят вопрос дальнейшей нормализации его фигуры в общественном пространстве.
Институт призвал общественность разделять вопросы прославления в публичном пространстве и доступа к результатам творческой деятельности.
Контекст:
3 апреля УИНП опубликовал заключение экспертной комиссии. В нем отмечали, что памятники, названия юридических лиц, географические и другие объекты, связанные с Булгаковым, следует расценивать как содержащие символику имперской политики России. Эксперты института отметили, что Булгаков был "ярым украинофобом" и "имперцем по мировоззрению".
В заключении говорилось, что Булгаков предвзято и отчетливо негативно относился ко всему украинскому – украинцам, их языку, культуре, праву на собственное государство и т.д., а его творчество напрямую связано с "глорификацией российской имперской политики и нескрываемой украинофобией".
8 апреля Литературно-мемориальный музей Булгакова подверг критике заключение экспертной комиссии УИНП, заявив, что в нем есть манипуляции и фактологические ошибки.
Авторы публикации, в частности, отрицают, что семья Булгакова не признавала украинский язык. Они отмечают, что в одном из писем к невесте отец Булгакова пишет на украинском: "Голубонько моя кохана!" Кроме того, сотрудники музея считают, что восемь из девяти подписантов заключения не имеют специальности, релевантной теме исследования, поэтому не имеют соответствующей компетенции.
В Киеве на Андреевском спуске есть памятник Булгакову.