Владелец "Трухи" Лавриненко: Мы начинали как коммерческий проект, а сейчас мы для рашистов – флагман пропаганды. Это наша моральная обязанность
Главная цель российских информационно-психологических операций – подорвать доверие к власти в Украине, поэтому проукраинские Telegram-каналы должны сразу реагировать на фейки. Об этом, а также о своей миссии и заработках рассказал владелец сети Telegram-каналов "Труха" Максим Лавриненко в интервью сайту Oboz.ua.
Лавриненко отметил, что ему приписывают много других пабликов и сетей, к которым он не имеет отношения.
"Все, что более или менее быстро растет, что-то успешное? – это сеть "Трухи", новая "Труха" или что-то еще. Пусть будут такие слухи", – заявил он.
По словам владельца Telegram-канала, он не собирается продавать свой проект, хотя некоторые эксперты оценивают его в сумму около $25 млн.
"Мы начинали как коммерческий проект, а сейчас мы для рашистов – флагман пропаганды. Это наша такая моральная обязанность: мы мониторим, как они разгоняют ИПСО, смеемся над этим, ведем информационную войну. Мы не пропагандисты, хотя россияне так нас называют. Главная цель российской ИПСО – подорвать доверие, доверие к власти, подорвать доверие к нашему паблику. Мы сразу реагируем на фейки", – объяснил Лавриненко.
Он добавил, что сейчас такой проект, как "Труха", очень сложно было бы начинать с нуля.
"Если бы вы сейчас меня спросили, сколько стоит с нуля создать аналог "Трухи", я скажу^ где-то $5 млн, чтобы где-то за полтора-два года стать лидером. Но очень многое зависит от команды, потому что можно и 10–20 млн потратить "в песок". Я сейчас вижу, как некоторые олигархи, которые 30 лет распределяли между собой медиа в стране, телевидение, радио, и на соцсети не обращали внимания, после вторжения пошли в Telegram… И все эти олигархи, потратив миллионы, остались ни с чем. Нам были предложения по продаже канала, я видел, как и конкурентов пытаются купить. Хочу подчеркнуть: у них не идет, поэтому успех зависит не только от денег, но и от команды, правильного маркетинга, редакционной политики, админов и т. д.", – подчеркнул владелец канала.
Лавриненко рассказал со ссылкой на данные Киевского института социологии, что "Труха" в начале войны ставила по 750 постов в сутки, конкуренты – по 400–500.
"То есть мы закрывали всю повестку дня. Это было крайне необходимо в первые дни, первые недели полномасштабного вторжения, это первое. Во-вторых, у нас была раскачана "предложка", когда мы платили деньги за опубликованный контент. Когда началось вторжение, у нас было немало эксклюзивного контента: CNN, BBC, все мировые СМИ брали наши фото, видео, и, когда подписчик едет в поезде, эвакуируется и смотрит CNN, а тут "Труха" – и он переходил к нам. Здесь нет какой-нибудь таблетки: надо знать, когда выходить, что ставить, где искать информацию", – отметил он.
Со временем администраторы канала приобрели опыт в распознавании российских информационных спецопераций и фейков, стали отслеживать эволюцию ботов.
"Наши спецслужбы – СБУ, ГУР – очень хорошо работают, если кто-то пытается вести пророссийские каналы в Украине. Что касается регулирования, то я против, как любой владелец Telegram-канала будет против, чтобы какой-то министр мной руководил, – добавил Лавриненко. – Нас традиционные медиа иногда хейтят, что мы не подпадаем под закон о медиа. Я вам так скажу: если традиционные СМИ сейчас идут в Telegram, то я, наоборот, сейчас с юристами думаю создать официальное СМИ "Труха", и, конечно, мы будем подпадать под закон о медиа".