Грымчак: Не думаю, что новый план урегулирования конфликта на Донбассе можно рассматривать как замену Минским соглашениям G

Грымчак: У нас есть законодательная база, но для проведения выборов на Донбассе, прежде всего, нужно обеспечить безопасность
Фото: apostrophe.ua

Новый план урегулирования конфликта на Донбассе может стать механизмом выполнения условий Минских соглашений. Такое мнение в комментарии изданию "ГОРДОН" выразил заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Юрий Грымчак.

Новый план мирного урегулирования конфликта на Донбассе, который анонсировал специальный представитель председателя ОБСЕ в Украине и в трехсторонней контактной группе в Минске Мартин Сайдик, вряд ли станет полноценной заменой Минским соглашениям. Такое мнение в комментарии изданию "ГОРДОН" выразил заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Юрий Грымчак.

"Этот план, насколько мне известно, был презентован 6–7 декабря на встрече представителей "Нормандской четверки". Значит, стороны его уже обсуждали. Не думаю, что новый план урегулирования конфликта на Донбассе можно рассматривать как замену Минским соглашениям. Ведь на сегодняшний день это единственный действующий документ, который Россия должна выполнять. В частности, прекратить огонь, вывести войска и наемников, разоружить боевиков и так далее. В остальном этот новый план мне напоминает продолжение инициативы [президента Украины Петра] Порошенко, которая возникла еще в 2015 году, о введении миротворческой миссии ООН", – отметил Грымчак.

Он подчеркнул, что в случае введения на Донбасс миротворческой миссии она должна взять под контроль украинско-российскую границу.

"Я считаю, что если есть Минские договоренности – их нужно выполнять. И, как вариант, привлечь для этого общую миссию ОБСЕ и ООН. В ней должно быть три составляющие: военная, полицейская, а также международная администрация. Именно эта администрация заходит на оккупированные территории и с помощью военных и полицейских занимается разоружением боевиков. После этого военные выходят на границу с РФ, устанавливая там свой контроль. А полицейские обеспечивают порядок в населенных пунктах Донбасса", – сказал собеседник.

По его словам, новый план урегулирования конфликта на Донбассе может стать механизмом реализации Минских соглашений.

"После разоружения боевиков и установления порядка на территориях, которые сейчас оккупированы, международная администрация сможет приступить к подготовке к местным выборам, согласно Минским соглашениям. То есть как механизм выполнения этих договоренностей новый план вполне приемлем. Да, у нас есть законодательная база, но для проведения выборов, прежде всего, нужно обеспечить безопасность. Иными словами, там должна быть какая-то власть. Ясное дело, что боевики на эту роль не подходят. Это аксиома. Поэтому и нужна международная администрация. Выборы должны проводиться по украинским законам и с участием политических сил Украины", – заявил Грымчак.

По словам Сайдика, в декабре 2018 года Совету министров ОБСЕ был представлен новый план мирного урегулирования конфликта на Донбассе, который должен заменить Минские соглашения. Их дипломат назвал "не совсем четко прописанными".

Согласно идее Сайдика, полицейская миссия ООН и ОБСЕ должны действовать на Донбассе под общим руководством специального представителя, также предлагается создать агентство Евросоюза по восстановлению Донбасса, по примеру того, что действовало после войны на Балканах. Новый мирный план должен быть подписан руководителями стран "Нормандской четверки", а также ратифицирован парламентами Украины и РФ, что существенно отличает его от Минских соглашений.

В соответствии с планом Сайдика, местному населению на Донбассе будут гарантированы языковые права, кроме того, предполагается осуществить масштабную амнистию. Представители боевиков "ДНР" и "ЛНР" должны участвовать в минском процессе и "быть услышаны после принятия нового всеобъемлющего соглашения".

Отвечая на вопрос о предполагаемой численности военной и полицейской миссий ООН на Донбассе, Сайдик сказал, что она пока не подсчитывалась, однако не будет достигать 20 тыс. человек, "как некоторые об этом говорят".

В апреле 2014 года на востоке Украины начался вооруженный конфликт. Боевые действия ведутся между Вооруженными силами Украины и пророссийскими боевиками, которые контролируют часть Донецкой и Луганской областей.

Первые Минские соглашения по урегулированию конфликта были заключены в сентябре 2014 года. Они предусматривали полное прекращение огня, освобождение незаконно удерживаемых лиц, а также восстановление контроля над украинско-российской границей.

12 февраля 2015 года после 17-часовых переговоров были согласованы два документа по урегулированию конфликта на Донбассе: декларация по выполнению Минских соглашений и Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Они предусматривали прекращение военных действий на Донбассе, вывод незаконных вооруженных формирований из региона, создание условий для проведения выборов в местные органы власти и т.д. Пока соглашения не выполнены.

Комплекс мер подписали экс-президент Украины, тогдашний представитель Украины в минской группе Леонид Кучма, тогдашний посол России в Украине Михаил Зурабов, представитель ОБСЕ Хайди Тальявини, а также тогдашние главари боевиков "ДНР" и "ЛНР" Александр Захарченко и Игорь Плотницкий. Полное название второго документа – Декларация президента Российской Федерации, президента Украины, президента Французской Республики и канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений. Хотя в названии упоминаются лидеры четырех государств, они не ставили под документом свои подписи.

Трехсторонняя контактная группа начала работу летом 2014 года. С мая 2015 года в рамках контактной группы действуют четыре подгруппы: по безопасности, политическим, экономическим и гуманитарным вопросам. Группа либо собирается в Минске, либо проводит заседания в режиме видеоконференции. В ее состав входят представители Украины, России и ОБСЕ.