Решение суда ООН прямо требует отменить запрет Меджлиса. Как поведет себя Россия, остается только догадываться – юрист-международник Трюхан G

Трюхан: Злую шутку с нами сыграли Минские соглашения
Скриншот: Громадське Телебачення / YouTube

Россия имеет право вето в Совете Безопасности ООН и может заблокировать действия по исполнению решения Международного суда ООН, сообщил изданию "ГОРДОН" дипломат, эксперт по международному и европейскому праву Вадим Трюхан. 

Поскольку РФ имеет право вето в Совете Безопасности ООН, Украина должна добиваться лишения России права голоса, когда в Совбезе будут рассматриваться меры по реализации принятого 19 апреля решения Международного суда ООН в Гааге. Об этом изданию "ГОРДОН" заявил дипломат, эксперт по международному и европейскому праву Вадим Трюхан.

"Проблема в том, что РФ имеет право вето в Совете Безопасности ООН. Любые действия, направленные на исполнение решения суда ООН, должны проходить через принятие соответствующих резолюций Совбеза. Например, в случае иска, который выиграла Никарагуа против США в 1980-е годы, любые попытки заставить Америку выполнять решения натыкались на ее вето. Потом изменилась политическая ситуация, и они со временем достигли согласия. В нашем случае единственное, что можно делать в рамках ООН, – это пробовать добиться лишения России права голосовать по тем резолюциям, которые касаются этого спора. Реально это или нет – сложно судить. Но украинская дипломатия должна над этим заданием работать", – сказал собеседник.

По его мнению, каких-то юридических механизмов, которые заставят Россию исполнить решение суда ООН, не существует. Однако постановление суда все равно может принести пользу для Украины в политической плоскости. Например, его можно использовать на переговорах с ключевыми партнерами или международными организациями, такими как Совет Европы и ОБСЕ.

"Это не "зрада", не "перемога". Решение не полностью учло аргументацию, представленную Украиной. Злую шутку с нами сыграли Минские соглашения. В решении содержится отдельное положение о необходимости их придерживаться. Можно допустить, что судьи при рассмотрении украинских требований исходили из того, что не надо повторять требования, уже записанные на бумаге. А именно, если есть Минские соглашения, где фиксируются, например, обязательства российской стороны вывести вооружение, значит, не надо повторять их в другом решении. Но и о полной "зраде" тоже речи нет. Частично требования украинской стороны удовлетворены. Сюрпризом и для меня лично стало предписание о необходимости возобновления работы Меджлиса крымскотатарского народа. Это прямо требует от РФ отменить запрет Меджлиса. Как поведет себя Россия в этой ситуации, остается только догадываться", – сказал Трюхан.

С 6 по 9 марта в Гааге прошли предварительные слушания по иску Украины против России, в котором указывается на нарушение Москвой положений Конвенции ООН о борьбе с финансированием терроризма и Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Киев потребовал осудить акты терроризма в Харькове и на Донбассе, включая сбитый рейс MH17, а также обязать Россию выплатить компенсации. Кроме этого, суду предлагалось привлечь к ответственности официальных лиц, виновных в поддержке терроризма. Второй блок претензий касался нарушений прав крымских татар и украинцев со стороны оккупационной власти Крыма.

Украина попросила Международный суд ООН на время рассмотрения дела, в качестве меры обеспечения иска, запретить РФ осуществлять любые шаги, которые усугубляют ситуацию.

Российская сторона в Международном суде ООН в Гааге заявила, что боевики на Донбассе сами нашли оружие, которое осталось на территории Донецкой и Луганской областей со времен СССР или же было оставлено там украинскими военными.

19 апреля Международный суд ООН отказал Украине во временных мерах против России по Конвенции о борьбе с финансированием терроризма. При этом суд в Гааге согласился ввести меры по иску Украины против России для защиты национальных меньшинств в оккупированном Крыму.