Свитан: Сейчас идет формирование поля боя. Вот разбомбили склады в Луганске. Есть всего лишь месяц, чтобы дойти до Луганска, иначе склады восстановятся
"Наступление началось, оно уже идет. Как только первый прорыв [случится], километров 30, – это уже будет бегство. И это бегство уже ничем не скроешь", – сказал Свитан.
Он подчеркнул, что абсолютно убежден, что наступление продолжается с начала мая.
"Есть вещи, которые не делают, когда не наступают. [Уже применяется] некоторое количество боеприпасов, некоторое количество средств поражения живой силы... Это все не используется, если наступление не будет продолжаться, то есть если не будет прорыва", – объяснил Свитан.
Эксперт отметил, что в некоторых местах уже были разведки боем, иногда с потерями, силы обороны Украины начали активнее применять боеприпасы и технику, хотя в целом испытывают их недостаток. Этих действий не было бы, если бы у командования армии не было четкого плана, подчеркнул полковник запаса.
"Движение началось где-то после первой декады [мая]. Числа с 6-го или 7-го первые заходы начались по всей линии фронта. В первой декаде мая мы опять увидели дальние средства поражения, которые начали работать. В частности, удары по топливоприемникам. Это делается за месяц [до активных наступательных действий]. В течение этого месяца россияне будут перенастраивать логистическую цепочку поставки топлива, будут восстанавливать эти бочки. У них где-то месяц есть для этого", – сказал Свитан.
По его оценке, в течение следующего месяца на фронте должен произойти прорыв.
"Сейчас идет формирование поля боя. Мы видим работу [переданных Украине Великобританией дальнобойных ракет] Storm Shadow по Луганску, работу ["умных авиабомб"] JDAM и GLSDB по Мариуполю, Мелитополю, Бердянску, Черниговке, Токмаку, Пологам... То есть поле боя начало формироваться, а это очень большие затраты материальных средств. Просто так этого никто не делает. В течение месяца, то есть до первой декады июня, будет несколько прорывов", – спрогнозировал полковник запаса.
Свитан еще раз подчеркнул, что между началом наступательных действий и их активным развитием не может быть больше месяца.
"Вот разбомбили склады в Луганске, и есть всего лишь месяц, чтобы до Луганска дойти, иначе склады в другом месте восстановятся. Логистические цепочки настраиваются в течение нескольких недель, максимум месяца. Вот и говорят, что есть золотой месяц, чтобы вопросы решить", – сказал эксперт.
При этом он объяснил, что называть действия сил обороны Украины "контрнаступлением" не совсем корректно. Он охарактеризовал то, что будет происходить в течение следующего месяца, "прорывом при наступлении".
"Наступление точно идет. Оперативная подготовка будет продолжаться в течение месяца, а дальше – прорывы. И дальше практически все лето, до августа, мы будем формировать прорывы, двигаться, укреплять фланги, подтягивать резервы – и расширять прорыв, выполняя определенную программу, которую уже разработал наш Генштаб", – сказал Свитан.
Контекст:
Начальник Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов в начале января сказал, что Украина весной планирует серьезное наступление.
Верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, командующий ВС США в Европе Кристофер Каволи 26 апреля заявил, что украинцы находятся в хорошей позиции и смогут сделать "сюрприз". Он добавил, что 98% обещанной партнерами боевой техники уже поставлено в Украину.
В свою очередь президент Украины Владимир Зеленский отмечал, что Украина будет готова начать контрнаступление, "как только получит оружие, о котором договорилась с партнерами".
Секретарь СНБО Украины Алексей Данилов заявил 9 мая, что решение об окончательном варианте контрнаступления еще не принято.