Ахеджакова о России: Сегодня много советизма. Вот это вот стукачество. Доносы пишут охотно
По мнению российской актрисы Лии Ахеджаковой, "стучать, закладывать людей" – традиция в России.
В России сейчас "много советизма", сказала российская актриса Лия Ахеджакова в интервью "МБХ Медиа".
"Сегодня много советизма. Вот это вот стукачество. Вот эти доносы. То, что произошло сейчас с [режиссером Александром] Сокуровым, когда один из директоров его фонда написал на него донос. Доносы пишут охотно. Эта совковая традиция, которая тянется оттуда, из истории. "Слово и дело", – говорили бояре, которые стучали. Это, вообще, традиция в России: стучать, закладывать людей. Я когда приехала в Москву, жила в квартире, которая раньше вся принадлежала моей хозяйке, но люди написали на нее донос, посадили ее в тюрьму и воспользовались этой квартирой. Осталась одна крошечная комнатка. Она была актрисой, звездой театра оперетты и очень много лет отсидела, чтобы эти люди заселили ее квартиру и получили жилплощадь. Еще есть этот "стокгольмский синдром", когда любят тех, кто тебя мучает", – отметила она.
Актриса добавила, что вирус "совка" еще очень силен. Она подчеркнула, что есть также много людей, "которые живут в нищете или такой небогатой жизнью, но очень тянутся к литературе, к искусству".
"Они образованные люди, они умеют малым обходиться и не жаловаться, не ныть. Очень хорошие люди, прекрасные, их очень много. Я всегда это видела, и всегда это было. Но есть и жертвы пропаганды", – добавила Ахеджакова.
По словам актрисы, ей хочется, чтобы в стране "был слышен голос интеллектуалов и мыслителей": "Мне хочется надеяться, что прошло время, когда "в бой идут одни старики". ("В бой идут одни старики" – советский фильм о Второй мировой войне, снятый на киностудии им. Довженко режиссером Леонидом Быковым. – "ГОРДОН"). А сейчас "в бой пойдут молодые". Хочется на это надеяться, потому что я много знаю молодых, не трусливых, не связанных какой-то памятью и традицией, людей, умеющих думать, говорить, знающих языки. Они уже люди мира. И хочется, чтобы они подхватили то, что сейчас опустилось ниже плинтуса, то, что исчезает с теми, кто ушел. И чтобы в стране звучало не только холуйство и мракобесие, а все-таки был слышен голос интеллектуалов и мыслителей. Чтобы он был сильнее и звучал. Хочется заглушить мракобесие".