Европейские энерготрейдеры Vitol и Gunvor до сих пор покупают нефтепродукты в России – The Financial Times
Обе компании после вторжения России в Украину заявляли о сокращении бизнеса с Россией. Но, по данным издания, обе компании по-прежнему входят в первую десятку покупателей таких нефтепродуктов из России, как бензин и дизельное топливо.
Компания Gunvor со штаб-квартирой в Швейцарии в январе – апреле 2023 года была восьмым по величине покупателем российских нефтепродуктов. Она приобрела 1 млн тонн нефтепродуктов на сумму около $540 млн, пишет The Financial Times.
Vitol, топ-менеджеры которой преимущественно работают в Лондоне и Женеве, была 10-м крупнейшим покупателем, отгрузив около 600 тыс. тонн российских нефтепродуктов на сумму около $400 млн.
Обе компании подтвердили, что являются постоянными покупателями российских нефтепродуктов, но оспорили точность данных. Gunvor заявила, что по ее собственным отчетам, за этот период она приобрела чуть более 700 тыс. тонн на сумму около $330 млн. В Vitol заявили, что заявленные изданием цифры не соответствуют ее внутренним данным, но отказались предоставить собственные подсчеты.
Контекст:
После полномасштабного вторжения РФ в Украину, которое началось 24 февраля 2022 года, страны Запада ввели несколько пакетов санкций против России, а также стали массово отказываться от российских нефти и газа и искать им альтернативу. Кроме того, были согласованы ограничения цен на газ и нефть из России.
В то же время, по оценке финского Центра исследований энергии и чистого воздуха (CREA), за первые шесть месяцев войны против Украины Россия заработала на экспорте ископаемых энергоносителей больше, чем составили затраты на вторжение. По данным аналитиков, выручка РФ за этот период составила €158 млрд, а расходы на войну – €100 млрд.
В январе 2023 года доходы России от экспорта нефти и газа оценивали в $18,5 млрд. По сравнению с январем 2022 года они снизились на 40%, сообщило Международное энергетическое агентство. Исполнительный директор агентства Фатих Бироль заявил, что меры Запада, направленные против экспорта российских энергоносителей, "достигли своей цели". Они стабилизировали рынки и сократили доходы Москвы.