Гончар: Поддерживая строительство "Северного потока – 2", Германия может нанести Украине ущерб до $1 млрд в год G

Гончар: Киеву не стоит сидеть и ждать, пока в ЕС за нас все решат
Фото: Michael Gonchar / Facebook

Решающее слово в вопросе о строительстве газопровода "Северный поток – 2", скорее всего, скажут США, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" президент Центра глобалистики "Стратегия ХХI" Михаил Гончар.

Из-за отсутствия в Евросоюзе единой точки зрения относительно строительства газопровода "Северный поток – 2", решающую роль в этом вопросе сыграют позиции отдельных стран ЕС, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" президент Центра глобалистики "Стратегия ХХI" Михаил Гончар.

"Судьба "Северного потока – 2" остается туманной. Еврокомиссия, по сути, передает решение этого вопроса на уровень глав государств и правительств. Грубо говоря, Еврокомиссия умыла руки. Она не может поддержать этот проект, но в то же время ей сложно возражать пожеланиям таких стран, как Германия. Отсюда и такая позиция: мол, вы там сами наверху и решайте. Однако Совет Европы тоже вряд ли примет какое-то решение, ведь консенсуса по этому вопросу нет. Конечно, Россия решит, что можно продолжать реализацию проекта, так как у ЕС нет четкой позиции против "Северного потока – 2". Из-за отсутствия единой позиции Евросоюз сейчас выглядит лузером. И все будет зависеть от отдельных стран – членов ЕС", – подчеркнул Гончар.

По его мнению, принципиальная позиция Дании может привести к тому, что "Газпрому" придется существенно корректировать маршрут следования "Северного потока – 2".

"Мы видим решительную позицию Дании. Они решили внести дополнение в свое законодательство, согласно которому "Северный поток – 2" может быть расценен как проект, угрожающий национальной безопасности. По сути, датчане рассматривают этот проект как угрожающий общеевропейской энергетической безопасности. На этом основании они хотят аргументировать свой отказ от поддержки данного проекта. В таком случае маршрут следования газопровода придется существенно корректировать. То есть принципиальная позиция Дании не обещает "Газпрому" безоблачной реализации проекта "Северного потока – 2", – отметил собеседник.

По его словам, реализация этого проекта нанесет серьезный ущерб Украине.

"В отличие от "Турецкого потока", в этом случае реального продвижения вообще нет. Для нас, Польши и Литвы это хорошая новость. Киеву тоже не стоит сидеть и ждать, пока в ЕС за нас все решат. Поддерживая строительство "Северного потока – 2", Германия может нанести Украине ущерб до $1 млрд в год. Ведь мы потерям эти деньги из-за прекращения транзитных поступлений. Но, на мой взгляд, последнее слово в этом вопросе, скажут американцы. Они могут просто предпринять определенные меры по отношению к европейским подрядным компаниям – партнерам "Газпрома". Российский монополист самостоятельно реализовать этот проект не сможет – в РФ нет технологий по укладке глубоководных газопроводных систем", – резюмировал Гончар.

Проект "Северный поток – 2", возглавляемый бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером, предусматривает строительство двух ниток газопровода совокупной мощностью 55 млрд м&³3; газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря. Действующий газопровод "Северный поток" состоит из двух ниток протяженностью 1224 км с пропускной способностью 27,5 млрд м&³3; каждая. Он проходит по дну Балтийского моря. "Газпром" начал поставки по этому газопроводу в 2012 году.

В декабре 2015 года президент Европейского совета Дональд Туск заявил, что проект второй очереди газопровода "Северный поток" не соответствует энергетическим правилам ЕС (Третьему энергетическому пакету) и подрывает роль Украины как транзитера газа.

В марте 2016 года восемь стран Евросоюза подписали обращение в Еврокомиссию с протестом против проекта газопровода.

Подписанный 2 августа президентом США Дональдом Трампом законопроект о новых антироссийских санкциях предполагает, что ограничения коснутся строительства газопровода "Северный поток – 2".

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что в ЕС нет единодушного согласия касательно переговоров с Россией по "Северному потоку – 2".