"Это не список, а истерика с ошибками". Что известно о "списке 47" и что говорят указанные в нем журналисты G

Глава СБУ Василий Грицак сообщил об инсценировке убийства журналиста Аркадия Бабченко на брифинге 30 мая
Фото: ЕРА

1 июня генеральный прокурор Украины Юрий Луценко сообщил, что благодаря инсценировке убийства журналиста Аркадия Бабченко правоохранители получили список из 47 человек, которые "должны стать следующими жертвами террористов". На этой неделе перечень опубликовала "Страна", якобы получившая его от источника в СБУ. В списке оказались десятки блогеров и журналистов из ведущих украинских изданий, пять писателей и несколько общественных активистов. Некоторые фигуранты согласились на охрану полиции и СБУ, другие иронично высказывали недовольство, что их фамилии написаны в документе мелким шрифтом. "ГОРДОН" собрал главные факты о "списке 47" и реакции упомянутых в нем людей.

Что это за список?

О списке потенциальных жертв Кремля Генеральная прокуратура Украины впервые заявила 31 мая, на следующий день после брифинга, на котором генпрокурор Юрий Луценко и глава СБУ Василий Грицак рассказали об инсценировке убийства журналиста Аркадия Бабченко.

Пресс-секретарь Луценко Лариса Сарган тогда сообщила "Украинской правде", что спецоперация правоохранителей и инсценировка позволили получить от заказчика список из 30 человек, которых планировали убить вслед за Бабченко.

1 июня состоялась встреча силовиков с иностранными послами, после которой Луценко заявил, что в списке находятся 47 человек, "которые должны были стать следующими жертвами террористов". Генпрокурор подчеркнул, что большую часть списка составляют украинские и бывшие российские журналисты, которых уже предупредили об опасности.

В тот день с фигурантами списка встретились Луценко и Грицак. "Украинская правда" писала, что на этой встрече присутствовали как минимум 17 "потенциальных жертв", эту информацию подтвердили трое участников мероприятия. По информации издания, у всех фигурантов взяли подписку о неразглашении. "Українські новини" писали, что правоохранители предупредили 47 человек об угрозе жизни и провели инструктаж.

По данным главного редактора "Цензор.НЕТ" Юрия Бутусова, из 47 человек один находится под охраной СБУ, еще семь согласились принять охрану полиции. Остальные от нее отказались или пока не определились.

31 мая в ГПУ утверждали, что в списке потенциальных жертв – 30 человек. Фото: Лариса Сарган / Facebook

Кто есть в перечне?

Впервые "список 47" опубликовало издание "Страна" 5 июня, сообщив, что получило документ от источника в СБУ. В этом перечне отсутствует Бабченко, но есть десятки украинских блогеров и журналистов: в частности, соосновательница "Украинской правды" Алена Притула, главный редактор еженедельника "Зеркало недели" Юлия Мостовая, ведущие "Прямого" Матвей Ганапольский и Евгений Киселев, исполнительный продюсер телеканала "UA:Крим" Осман Пашаев, замгендиректора телеканала ATR Айдер Муждабаев, политический обозреватель Виталий Портников, шеф-редактор LB.ua Соня Кошкина и другие.

Сарган заявила, что ГПУ не имеет отношения к опубликованному перечню. "У нас нет этого списка", – сообщила пресс-секретарь генпрокурора. СБУ после публикации документа открыла уголовное производство по факту разглашения сведений досудебного расследования.

Имена всех участников списка с указанием должностей в тот же день опубликовала "Украинская правда". Аутентичность перечня СБУ подтвердила в комментарии "BBC Україна".

Из россиян, которые переехали в Украину и критикуют политику Москвы, в список попали Матвей Ганапольский, Евгений Киселев и Илья Богданов. Также в документе перечислены украинские писатели: Лариса Ницой, Ян Валетов, Юрий Андрухович, Василий Шкляр и Юрий Винничук.

В списке не указан одесский оперный певец и активист, бывший участник местной "Самообороны Майдана" Тодор Пановский. О том, что "киллер" предлагал после Бабченко "грохнуть" Пановского и Богданова, заявлял в суде Евгений Солодко – адвокат предполагаемого организатора покушения на Бабченко Бориса Германа.

Предполагаемый организатор покушения на Бабченко Борис Герман. Фото: ЕРА

Как отреагировали фигуранты?

Указанные в перечне Олеся Яхно и Алена Яхно подтвердили свое присутствие в списке. Айдер Муждабаев также заявил, что находится в числе потенциальных жертв, но список "Страны" назвал фейком. "Составленный по принципу: включили всех, про кого знали из публичных источников, остальных дописали с потолка до 47-ми. Возможно, не они, а им его сфабриковали и слили, чтобы выявить канал", – предположил он.

Блогер и политолог Денис Мацола написал, что о потенциальной угрозе узнал из СМИ: "СБУшники со мной не связывались. Узнал все, как все. Думаю, что это фейк, составленный в режиме запары. Очень похоже на корявую СБУшную руку".

Журналист "Украинской правды" Марьяна Пьецух, комментируя список, предположила, что его "наштопали методом Google, сопоставляя какие-то ключевые слова". Она подчеркнула, что не понимает, как оказалась в этом перечне. "Я сама не поняла, что я там забыла, в этом списке, и после звонка из СБУ почти истерически хохотала. Да и после визита из СБУ мало что для меня прояснилось", – добавила журналист.

"Мне вот только за мелкий шрифт обидно", – прокомментировала общественная активистка Александра Дворецкая. В опубликованном "Страной" документе мелким шрифтом написаны только два имени – Александра Дворецкая и Александр Братущак. Кто такой Александр Братущак – неизвестно. Вероятно, авторы списка имели в виду журналиста Алексея Братущака.

"Это не "список", а истерика. Особенно со ссылками на профайл Facebook. И ошибками в именах-фамилиях", – отметила Соня Кошкина.

Историк, теле- и радиоведущий Даниил Яневский начал вести "хронику пребывания в так называемом расстрельном списке 47".

"Сутки I. За первые 14 часов четыре предложения о приюте: США (1), Германия (2), Украина (1). Выступлений по ТВ – одно. Предложений интимного характера – 0 (ноль). С начала недели во двор дважды подбрасывали убитых воронов. Давление – 120 на 80. Вот и спрашиваю: чем меня можно напугать после 25 лет брачной жизни?!" – написал он.

Участникам опубликованного "Страной" списка, которые не получали вызов в СБУ, журналист Texty.org.ua Ольга Худецкая посоветовала "проверить ту скрытую папку в сообщениях Facebook".